Директор проектного офиса по вопросам комплексного планирования пространственного развития «Институт города» Алексей Николаев рассказывает о переменах в сфере жилищного строительства и новом подходе застройщиков, развитии социальной инфраструктуры, общественных пространств, транспорта и туризма.
Ценности добросовестного застройщика
По словам эксперта, в сфере жилищного строительства Красноярск сочетает в себе одновременно положительный и отрицательный опыт. С одной стороны, есть проектировщики и застройщики, которые в своих проектах стремятся реализовать принципы и ценности комфортной жилой среды: многофункциональное пространство внутри двора и «двор без машин», открытые общественные пространства, образовательные, культурно-досуговые и спортивные объекты в шаговой доступности и пр. С другой стороны, есть примеры, когда девелоперы в последнюю очередь заботятся о комфорте и удобстве покупателей, что приводит к появлению новых «человейников».
В продолжение темы интеграции концепции «двор без машин» спикер отметил, что в проектах добросовестных застройщиков она реализуется уже сегодня: через размещение подземных парковок. С общественными зданиями ситуация иная; как правило, возводятся многоуровневые парковки, например, рядом с административными и офисными центрами.
Непростая ситуация складывается в отношении социальных объектов, в первую очередь, детских садов и школ. В новом жилом фонде дошкольные группы часто размещаются во встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного жилого дома. А для размещения школы порой просто не удается найти подходящий земельный участок.
Массовый спорт для всех, по-настоящему!
Алексей любит баскетбол: регулярно играет в него сам, вовлекает друзей и коллег. Он считает, что в Красноярске не удовлетворен спрос на площадки для командных видов спорта и спортивные залы под размещение секций. Возникают ситуации, когда тренироваться или проводить встречи приходится на совершенно неприспособленных площадках.
По словам красноярца, некоторые спортивные объекты, ориентированные на спорт высоких достижений, например, МФК «Сопка», недоступны для простых горожан. Кроме того, вовлеченности в спортивную жизнь Красноярска и краевых центров может способствовать увеличение количества общедоступных спортивных площадок во дворах жилых комплексов.
Пешеходная доступность и кольцевые маршруты
Благоустроенных общественных пространств в Красноярске хватает. По-настоящему важная проблема – пешеходная доступность. Завершенных кольцевых маршрутов на сегодняшний день в городе нет. Но есть понимание и наброски того, как эти маршруты должны быть устроены. Что важнее всего, на создание благоустроенных пешеходных маршрутов есть большой спрос.
Почти везде жители Красноярского края хотят полного функционального наполнения и пешеходной доступности общественных пространств. Очень популярны арт-объекты и фотозоны. Алексей также предлагает открывать новые игровые пространства и реализовывать уникальные сценарии для детского отдыха, например, создать что-нибудь необычное в Красноярске, на острове Татышев, что-нибудь в краевых центрах.
Транспортный каркас: проблемы и пути решения
Красноярск входит в десятку самых “автомобильных” городов Российской Федерации. Достаточно примеров, когда из жилых комплексов не хватает выездов, с другой стороны, к Универсиаде 2019 года были сделаны новые транспортные развязки. Вследствие чего некоторые города бы позавидовали скорости и доступности общественного транспорта, даже в 22 часа можно дождаться нужный маршрут на остановке всего за 10 минут.
Что действительно нуждается во внесении изменений, так это сопутствующая инфраструктура. Много вопросов вызывает размещение остановочных пунктов, которые иногда неприлично далеко удалены друг от друга.
Алексей высказал опасение, что строящаяся система линий метрополитена в Красноярске – метротрам – может вызвать транспортный коллапс. Поэтому она могла быть решена значительно лучше, например, в формате наземного скоростного трамвая.
«Живая почва» туристского продукта Красноярского края
Специалист считает, что хоть Красноярский край и соседствует с такими уникальными памятниками природы, как Алтай и Байкал, это не лишает его собственной туристской привлекательности. Природа здесь не менее красивая, и интересных мест в достатке: величественный Енисей, горы, тайга, поселения коренных народов и шаманов, Арктический пояс и т.д.
Нужно развивать и улучшать инфраструктурный комплекс: способствовать росту качества и комфорта размещения туристов, реализовывать туристский потенциал благоприятных для развития водного туризма и тематической рекреации территорий. Есть на примете гастрономические и развлекательные проекты.
Уважаемые жители Красноярского края! В чем вы поддерживаете эксперта, может в чем-то не согласны? Помогите нам в создании нормативов, поразмышляйте над собственным видением и заполните форму эссе о потребностях вашего населенного пункта.