Специалисты «Града» продолжают изучать опыт архитекторов и проектировщиков Красноярского края. Нашим очередным собеседником стал Член Союза архитекторов России и управляющий партнер компании «Проектдевелопмент» Антон Борисович Шаталов.
Эксперт с профессиональной точки зрения рассказал о проблемах в иерархии градостроительной документации, особенностях транспортной системы и морфологии застройки, а также об общественных пространствах и связности территорий.
Региональные/ местные нормативы – препятствие или помощь?
Нельзя однозначно сказать, что нормативы только препятствуют или помогают при разработке проектов, они скорее являются неким обстоятельством или правилами игры, с которыми необходимо считаться.
– Нормативные документы должны быть как можно тоньше и понятнее, чтобы не происходили ситуации двойного или тройного нормирования, когда разные документы нормируют одни и те же объекты и непонятно, какой из них в такой ситуации имеет большую значимость.
Транзитно-ориентированное проектирование
Спикер обратил внимание коллег из «Града», что внутри Красноярска не установлена иерархия плотности населения по районам. Она никак не коррелирует с возможностями транспортной системы – пропускной способностью. Мировая практика градостроительства показывает, что корреляция должна быть прямая.
– Если мы имеем высокую провозную способность общественного транспорта и широкие магистральные улицы, то плотность может быть высокой, где всего этого нет – низкой. Существующие диспропорции плотности объективно мешают Красноярку эффективно развиваться: где-то город может быть плотнее, но где-то это развитие необходимо душить.
Следовательно, необходимо предпринимать попытки реализации концепции «Транзитно-ориентированного проектирования», когда плотность и возможности инфраструктуры находятся в балансе друг с другом.
«Ржавый пояс» Красноярска
По мнению эксперта, не нужно бездействием помогать застройщикам занимать территории на периферии. Наоборот – нужна ставка на комплексное развитие частично застроенных территорий, например, ревитализация «ржавого пояса» вокруг железнодорожного кольца, которое сегодня генерирует большие убытки для Красноярска.
Кстати, это место в городе уже хорошо обеспечено транспортной инфраструктурой: кроме самого железнодорожного транспорта, много мостов и выделенных полос, ходит общественных транспорт и реализуется проект метротрама.
Архитектор поясняет, что если территория находится за пределами высокоинтенсивной зоны (например, внутри «ржавого пояса») и рядом начнут появляться мощные узлы притяжения, тогда сработает кумулятивный эффект, и железнодорожное кольцо станет во всем эффективнее.
Морфология застройки, ответственность за которую несут парковки
Говоря о балансе функций в границах планировочного элемента – микрорайона, Антон Борисович отмечает, что морфологию застройки в Красноярске определяет необходимость размещения парковочных мест.
– 90% парковочных мест по сумме всех действующих нормативов размещаются без дифференциации в зависимости от обслуживания территории общественным транспортом. Такой подход совершенно неприемлем.
То есть специалист считает, что есть территории, где необходимо уменьшить количество парковочных мест, так как люди могут туда добраться, пользуясь услугами муниципальных или частных перевозчиков.
Также он напоминает, что жилье на периферии и в центре не может иметь одинаковое количество парковочных мест на территории. Поэтому в зависимости от возможностей транспортной системы необходимо дифференцировать обеспеченность парковками от центра к периферии.
– Для бизнес-класса обеспеченность парковочными местами должна составлять не менее 100%, но нормировать нужно эконом-класс. Сегодня требование по обеспечению парковочными местами завышенное, мы подталкиваем людей пользоваться автомобилем!
Кроме того, необходимо предпринимать меры против чрезмерно высотной застройки на периферии, где «свечки» и плоскостные парковки вместе образуют непроглядное поле автомобилей. Антон Борисович считает, что необходимы какие-то преференции для застройщиков за реализацию квартальной застройки и строительство подземных парковок.
– Где есть общественные центры, высокая транспортная интенсивность и пешеходная связность, там не нужно много парковок, следовательно, может быть высокая плотность, для пригорода – низкая плотность, более частое использование автомобиля.
Многоуровневые паркинги встречаются в основном у коммерческих центров, они строятся за счет собственников зданий. Для жилой застройки в Красноярске пока только планируют строить многоуровневые парковки – этажерки.
«Проектирование» дошкольного образования
Частные детские сады в новых жилых районах – популярная история, поскольку ожидание строительства муниципального садика часто затягивается, и другого решения не остается, правда не все частные учреждения аккредитованы.
Антон Борисович на собственном опыте заверил коллег из «Града», что организация дошкольного образования в Красноярске – это не только приспособление первых этажей под нужды детского сада, но также и проектирование первых этажей специально под эту функцию.
– Безусловно, есть объекты, которые сегодня прошли экспертизу и находятся на стадии реализации или уже функционируют, где дошкольное образовательное учреждение есть в составе жилого объекта. Например, детский сад в жилом доме по ул. Норильская 8Б. Девелопер сам пришел с таким предложением, понимая, что муниципалитет здание построит нескоро.
«Конфедерация» – Красноярск!
Не секрет, что Красноярск из-за ландшафта распадается на несколько планировочных районов, где нет никакой пешеходной связи. Архитектор акцентирует здесь внимание на ключевой идее: улицы и дороги – это общественное пространство номер один.
– Улица – это не только транспортный коридор, здесь люди проводят время, все социальные лифты берут начало здесь. Нужно системно благоустраивать улицы, тогда вопрос связности будет решаться.
Необходимо создавать дружелюбные пешеходу улицы, чтобы, например, не возникали ситуации продолжительного ожидания зеленого сигнала светофора или большой удаленности пешеходных переходов друг от друга.
Связность повысит, в том числе, посещаемость объектов рекреации, поэтому с улицами необходимо работать. К тому же климатические особенности региона располагают проявлять более трепетное отношение к пешеходу.
Уважаемые жители Красноярского края! В чем вы поддерживаете эксперта, может в чем-то не согласны? Помогите нам в создании нормативов, поразмышляйте над собственным видением и заполните форму эссе о потребностях вашего населенного пункта.