12 апреля – День космонавтики. И мы решили рассказать о проекте управления градостроительным развития города Циолковский Амурской области. ИТП «Град» разработал этот комплексный проект, а в 2022 году выполнил его корректировку.
На территории закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) «Циолковский» находится космодром «Восточный». Он построен для обеспечения независимого выхода России в космическое пространство. Космодром является градообразующим предприятием для города Циолковский, и в комплексе со строящимся аэропортом, планируемыми объектами научно-исследовательского космического центра, технопарком космических технологий, образовательным космическим центром, специализированными площадками производственного и туристического сектора они формируют будущий Дальневосточный космический кластер.
В 2022 году «Восточный» был включен в онлайн-путеводитель «Все – на завод!». Во время экскурсии туристы посещают музей космонавтики, стартовый комплекс и мобильную башню обслуживания – сердце космодрома. Это уникальная семиярусная конструкция весом 1600 тонн и высотой 52 метра.
Однако невысокое качество гостиничной инфраструктуры, объектов торговли, отсутствие привлекательной городской среды в Циолковском препятствуют налаживанию постоянного туристического потока. В связи с этим специалисты «Града» сгенерировали ряд предложений по развитию города, что основано на тщательном изучении территории.
Расстояние от Циолковского до Благовещенска, административного центр региона, около 180 км, до ближайшего крупного населенного пункта, города Свободный, – около 50 км; на таком же расстоянии находится город Шимановск. До границы с Китаем – 110 км.
Вдоль западной границы Циолковского проходит федеральная трасса Р-297 «Амур» (Чита – Хабаровск). В 9 км к северу от ЗАТО строится аэропорт, который планируют сдать в 2023 году. В городе есть железнодорожная станция (еще одна находится в 5 км), однако здание как железнодорожный вокзал не функционирует. Вместе с тем оно приспособлено под автовокзал. Планируется регулярная связь города с площадками строящегося аэропорта космодрома «Восточный», другими населенными пунктами Амурской области, а также с объектами территории опережающего развития «Свободный», в границах которой формируется Дальневосточный газохимический кластер.
Благодаря устойчивым внешним транспортным связям Циолковский объединен с Шимановском и Свободным, ближайшими сельскими населенными пунктами. Тесные производственные контакты, возможность добраться до каждого населенного пункта в течение часа – всё это позволяет говорить о существовании компактной городской агломерации Свободный – Циолковский – Шимановск с потенциалом включения в ее состав и города Белогорска. Введение в действие скоростного транспорта от Циолковского до объектов космодрома, Шимановска, Свободного оптимизирует социально-экономическую коммуникацию соседних территорий, улучшит инвестиционный фон ЗАТО.
Обеспеченность электроэнергией – немаловажный аспект экономического благосостояния. Электроснабжение ЗАТО Циолковский предусмотрено за счет энергосистемы Амурской области, потенциальные возможности которой в десятки раз превосходят имеющиеся и прогнозируемые потребности.
Существенным ограничением для экономического развития ЗАТО Циолковский является его моноспециализированность и зависимость рынка труда от космодрома «Восточный». Между тем данная трудность может преодолеваться за счет развития космической деятельности, раскрытия потенциала туристско-рекреационного и транспортно-логистического комплексов, совершенствования сервисного сегмента.
Повышению инвестиционной активности и развитию малого и среднего предпринимательства в Циолковском способствуют приемлемая нормативная среда (с точки зрения налогов, страховых платежей и оформления административных прав) и удобная инфраструктура, связанная с аэропортом и железнодорожным сообщением. Одним из возможных решений по активизации бизнес-процессов является получение Циолковским статуса территории опережающего социально-экономического развития.
В Циолковском, на территории аэропорта, планируется создание федерального туристического кластера «Космический парк». Его инфраструктуру образуют:
1) основные транспортные объекты аэропорта: новый пассажирский и грузовой терминалы; линия скоростного трамвая с конечной станцией; логистический парк;
2) деловой центр: зона сервисных объектов вблизи аэропорта и станции скоростного трамвая; деловой центр (АэроСити), гостиница, бизнес-парк; парковая зона;
3) парк «Космос»: выставочная зона; музей и павильон космонавтики; зоны для проведения фестивалей, детского технопарка, размещения торгово-развлекательных объектов, парковая.
Создание кластера должно стать ключевым инструментом развития промышленного и научно-познавательного туризма на территории городского округа.
Туристический комплекс станет катализатором развития экономики и социальной сферы муниципального образования. Экскурсии, образовательные туры на космодром «Восточный», полевые сборы военно-патриотических клубов, посещение запусков ракет и высокотехнологичного производства, необходимого для функционирования современного космодрома, позволит привлечь значительные материальные и трудовые ресурсы.
Отметим и наличие территорий, пригодных для освоения. В границах города их общая площадь – 765 га. Это значительные ресурсы для размещения селитебных и производственных зон. Но наличие грунтовых вод, заболачиваемость усложняют процесс освоения территории: ведение строительства и дальнейшую эксплуатацию объектов. Таким образом, наиболее перспективными для первоочередного освоения будут территории зоны трансформации и зоны развития (уплотнения). Рядом с жилой застройкой находятся 180 га территорий, перспективных для градостроительного развития.
Одна из наболевших проблем Циолковского – отсутствие связности между сложившейся и строящейся частями города. Оптимальный решением для ЗАТО будет создание условий для свободного выбора способа передвижения: пешеходного, велосипедного, на общественном транспорте или личном автомобиле. Чтобы решить эту проблему, необходимо планировать улично-дорожную сеть с учетом темпов жилищного строительства; создать непрерывную сеть пешеходного, велосипедного движения; предусмотреть удобное размещение объектов, обеспечивающих функционирование общественного транспорта.
Малоэтажная застройка на резервных территориях требует разумного и креативного подхода. Она предлагается и комплексом с регулярной сеткой улиц, и в виде созвездий микрорайонов-спутников – небольших по площади жилых образований, каждое из которых будет населять около полутора тысяч человек. Вместе с тем без модернизации системы коммунального обеспечения, отвода поверхностных вод, обновления транспортной инфраструктуры и уличного освещения качественного изменения городского пространства не достичь.
В соответствии с пожеланиями жителей необходимо предусмотреть в Циолковском возможность ИЖС, в том числе при реорганизации дачного массива в границе города. Микрорайоны и сложившаяся часть города должны сводиться к общественно-рекреационному центру с зеленой эспланадой в районе Крысановской пади. После осушения заболоченной территории, благодаря созданию искусственных водоемов, парка и экстрим-парка, пешеходных и велосипедных дорожек, площадок для отдыха и общегородских мероприятий центр станет любимым местом горожан. А размещение пляжей около искусственных водоемов станет ответом на многочисленные пожелания жителей Циолковского. Функционирование общественно-рекреационного центра будет поддерживаться небольшими кафе, объектами торговли, проката спортивного инвентаря. Общественно-рекреационный центр должен стать основным элементом планировочной структуры, системы пешеходных связей города.
Территории жилой застройки должны в полной мере обеспечиваться объектами повседневного пользования и благоустройства, а именно: общественными пространствами с пешеходными дорожками и озеленением; спортивными площадками и залами; стационарными объектами торговли; детскими игровыми площадками; местами хранения индивидуального транспорта; площадками для выгула собак и др.
Безопасный и ориентированный на здоровый образ жизни город – это город с улицами пешеходного и преимущественно пешеходного движения и с велодорожками; город, где веломаршруты связывают жилые микрорайоны и общественные центры, места работы и отдыха, а велосипед может служить жителям города и для совершения прогулок, и как транспортное средство.
Наиболее приспособлены для велопрогулок парки и озелененные территории. Они должны планироваться одновременно с благоустройством парковых зон. А спортсменам-велосипедистам будет комфортно на большом велосипедном кольце либо в экстрим-парке, оборудованном специализированными снарядами.
Циолковский уже сегодня можно назвать зеленым городом: на его улицах растут деревья лиственных и хвойных пород, имеются и плодовые деревья. Однако существующие парки нуждаются в благоустройстве.
Кроме того, в планах единый замысел озеленения города: крупные объекты озеленения общего пользования – районные и городских парки и лесопарки, небольшие объекты озеленения – сады, скверы и используемые в качестве связующих коридоров бульвары, дополнительные полосы озеленения вдоль ручья в Крысановской пади и городских улиц.
Циолковский окружен лесами, отдельные массивы попадают в его границы. При проектировании новых застраиваемых территорий необходимо максимально сохранять участки естественной древесной растительности – уже сегодня они представляют собой полноценные элементы планируемой системы озеленения. Одна из современных тенденций развития озеленения, благоустройства и организации досуга городских жителей – создание городского экологического парка. Его уникальность в том, такой объект будет сформирован в экологически безопасном месте и в шаговой доступности от жилья.
Городской экологический парк – это объект благоустройства территории, предназначенный для сохранения и восстановления природного ландшафта. Здесь жители города могут самостоятельно ухаживать за растениями, выращивать саженцы, разбивать цветники, отдыхать под открытым небом. Такой вид деятельности может протекать как самостоятельно, так и под руководством специалистов в области растениеводства и садоводства. Целесообразно поделить территорию экологического парка на ячейки с дорожками, клумбами, временными сооружениями для отдыха.
Специалисты ИТП «Град» сформировали концепцию пространственного развития, позволяющую представить целостный образ территории. Концепция служит основой долгосрочной градостроительной политики муниципального образования.
Решения концепции пространственного развития апробированы при подготовке проектов внесения изменений в Стратегию социально-экономического развития ЗАТО Циолковский и местных нормативов градостроительного проектирования, а также при подготовке проектов генерального плана, правил землепользования и застройки муниципального образования в общем составе работ комплексного проекта управления градостроительным развитием города Циолковский. Комплекс градостроительных документов, разработанный к концу 2022 года, согласован и утвержден уполномоченными органами в начале 2023 года.
Основное фото к материалу: Роскосмос.