Сотрудники ИТП «Град» съездили в командировку в город-герой Волгоград. Напомним, что Институт по заказу местного департамента по градостроительству и архитектуре выполняет комплексный проект. Над ним работает более 60 человек.
Программа получилась насыщенной: градостроители провели натурные обследования территории, а также пообщались с волгоградскими специалистами – руководителями мэрии и областного правительства, представителями ресурсоснабжающих организаций, транспортниками, архитекторами и общественниками.
Цифровые решения
Сейчас «градовцы» обрабатывают большой массив информации, анализируется весь имущественно-земельный комплекс. Исходные данные по всем сферам жизни Волгограда (действующие и разрабатываемые градостроительные документы, программы развития, исследования, соцопросы и т.д.) – залог будущих качественных решений. Например, инженеры Института изучают, как город обеспечен сетями, в каких районах есть резерв мощностей, а где дефицит. Исходя из анализа будут рассчитаны потребности в коммуникациях с учетом строительства жилья и социальных объектов. И станет понятно, где в первую очередь понадобится реконструировать существующие объекты либо создавать новые, чтобы не возникло ситуации, когда построили школу, но к ней нет теплотрассы. Вся информация передается заказчику не только в классическом бумажном, но и в цифровом виде. Таким образом, создается электронная модель для управления городом.
- То есть пользователи смогут проанализировать любой существующий или запланированный объект не на бумажном документе или сканированной картинке, а именно в «цифре». У него есть географическое координатное описание, семантическое наполнение, параметры. Без этого сегодня оперативно заниматься градостроительным управлением территорий проблематично, - рассказал заместитель руководителя департамента управления проектами ИТП «Град» Марат Ахметгареев.
При планировании учитывается мнение горожан, проходят опросы, люди отмечают свои предложения на интерактивной карте Волгограда. Также будут проведены глубинные интервью с экспертами и фокус-группы.
Приоритет у мероприятий, которые дадут максимальный результат при минимальных затратах
Много вопросов у жителей вызывает дорожная инфраструктура и общественный транспорт. Волгоград очень растянутый, причем вокруг него нет объездной дороги, поэтому весь транзит едет по городским улицам. Предыдущими и действующим генеральными планами предусмотрено строительство продольных магистралей и развязок, но многое из запланированного не реализовано. Есть масштабный проект по строительству мостов к самому большому речному острову в Европе – Сарпинскому. Задача специалистов Института – оценить все предложения и сформировать единый комплексный план развития транспортной инфраструктуры города.
Для принятия обоснованных решений планируется разработать математическую модель с использованием программного продукта PTV VISUM. Она позволяет оценить существующие и прогнозируемые транспортные потоки.
Как он работает? В программу вносятся статистические данные о населении, особенностях его поведения и ежедневных поездках, указывается количество, расписание и маршруты всех видов общественного транспорта, схемы организация дорожного движения и т.д.
Транспортная модель позволяет рассчитать прогноз пассажирских и автомобильных потоков, оценить эффект от реализации предлагаемых решений: от строительства развязок, расширения проезжей части, введения новых маршрутов, ограничения на въезд и т.д. Сравнение выполняется на основе результатов расчётов ключевых показателей (интенсивность движения и пассажиропотока, время передвижения) на текущий момент и на перспективу.
Выбор оптимального варианта развития транспортной сети осуществляется по результатам транспортно-градостроительных расчётов, проведённых с применением математического моделирования и оценки эффективности при строительстве объектов. Приоритет у тех мероприятий, которые дадут максимальный результат при минимальных затратах.
Развитие транспортной инфраструктуры города заключается не только в строительстве новых дорог или мостов. Оно, в том числе, увязано со значительным развитием общественного транспорта, вводом новых трамвайных и троллейбусных линий, удобных транспортно-пересадочных узлов, обустройством остановочных пунктов.
О ментальной карте города
Архитекторы «Града» в целом анализируют, насколько действующий генплан соответствует существующему землепользованию.
- При подготовке проектных решений мы решили поделить всю территорию Волгограда на 19 макрозон. Считаем, что недостаточно оперировать лишь шестью округами в таком большом и протяженном городе. Разрабатываем ментальную карту Волгограда с понятными людьми неофициальными названиями территорий. И каждая из них должна развиваться по-своему, с учетом особенностей, - говорит главный архитектор ИТП «Град» Ирина Стуканева. – При этом, конечно же, мы будем опираться на существующие каркасы города – транспортный, природно-рекреационный и другие.
Волгоградские эксперты дали ценные советы, которые помогают разработчикам предложить качественные решения.
- Сейчас «Град» работает над концепцией градостроительного развития Волгограда. Это период выявления, проявления сущностей и проблем, выслушивания и обобщения, когда необходимо смотреть, слушать, рассуждать, думать…Неоценимую помощь оказывает просвещенное профессиональное волгоградское архитектурно-градостроительное сообщество ученных и практиков. Первые встречи с рабочей группой администрации и Союза архитекторов наполнили наш коллективный мозг колоссальными знаниями, зарядили живой энергетикой, - отметила руководитель ИТП «Град» Анна Береговских.
Комментарий заказчика
- Институт «Град» - организация очень опытная и профессиональная. Самое главное, что организация в тренде: разрабатывают именно цифровые модели градостроительного управления. Мы все это будем использовать, приложим свой профессиональный опыт, как градостроители, как архитекторы, и постараемся сделать Волгоград комфортным, удобным для жизни, - отметил руководитель департамента по градостроительству и архитектуре администрации города-героя Волгограда Эдвин Петров.