Прокомментировать ключевые тезисы Программы перспективного развития города-героя Волгограда мы попросили Анатолия Рощина – участника презентации Программы, генерального директора АНО «Институт развития городской среды и креативных индустрий «Среда», директора регионального отделения организации «Городские реновации» и начальника отдела по развитию туризма Городского молодежного центра «Лидер».
Амбиции программы – мощь Волгограда!
Анатолий делает акцент на том, что Программа перспективного развития не только готовит почву для внедрения новых направлений и компетенций в Волгограде, но и удовлетворяет многие насущные потребности горожан.
Так Программа реагирует на наиболее дискуссионную и волнующую волгоградцев тему транспортной мобильности: в планах по развитию – электрический транспорт, в частности, продление скоростного трамвая, покрытие новыми маршрутами Тракторозаводского и южных районов города, увеличение подвижного состава.
К слову, Волгоград выиграл конкурс на размещение кампуса мирового уровня – большая новинка для города, место которому нашли именно в Тракторозаводском районе. По мнению Анатолия, реализация проекта поможет городу укрепить позиции в роли центра развития науки и подготовки квалифицированных кадров.
В городе много разноплановых, привлекательных для абитуриентов ВУЗ’ов и широкий выбор специальностей, но кампус может значительно увеличить поток молодежи из регионов. А для развития карьеры в городе действует множество предприятий различного профиля.
Волгоград – туристический
Как эксперт по развитию молодежного туризма Анатолий обращает внимание на проблему, что для многих туристов Волгоград – это не более чем перевалочный пункт на пути к морю. Гости не задерживаются надолго, посещают в течение 15-30 минут Мамаев курган в центре и уезжают. Поэтому Волгограду нужны новые интересные туристу точки притяжения и маршруты!
Программа реагирует: якорный пункт – мастер-план по развитию туристической экосистемы на островах Сарпинский-Голодный. При этом проект важен для всего Волгограда, поскольку включает не только развитие туристического потенциала, но и инфраструктурного комплекса города. В частности, план предусматривает возведение новых мостов и транспортных коммуникаций между центром и южными районами города.
НО! При освоении островов важно соблюсти баланс, найти консенсус мнений – не навредить, но воспользоваться лучшими качествами.
Территории производств и креативные индустрии
Анатолий подчеркивает, что территории угасающих производств требуют применения индивидуальных подходов, но в целом выделяет два направления: либо переоборудование, преобразование в пространства для креативных индустрий – IT-пространства, площадки для мелких производств, выставочные центры, коворкинги и т.п., либо передача территорий в руки девелоперов под новую жилую и общественно-деловую застройку.
В целом креативные индустрии – больная тема для Волгограда. Направление развивается, но невысокими темпами. При этом по всем показателям в городе сильная молодежная политика! Акцент необходимо делать на молодежные центры – многопрофильные, многофункциональные пространства, которых критически не хватает.
Для удовлетворения потребности, по мнению эксперта, достаточно всего нескольких новых центров: 1-2 центра для покрытия Центрального, Дзержинского, Краснооктябрьского, Ворошиловского и Тракторозаводского районов и центр для покрытия Советского, Кировского и Красноармейского районов. В распоряжение каждого центра – новое современное здание!
Интерес у молодежи к таким площадкам доказан на практике! Недавние проекты, например, Амфитеатр на набережной или музей под открытым небом «БК-31» – уникальные точки притяжения, которые пользуются популярностью, привлекают и молодежь, и туристов из других регионов.
Положительный опыт показывает, что набережная имеет высокий потенциал превратиться в центр молодежного туризма города: поскольку есть спрос, то новые молодежные пространства и уникальные точки притяжения, «фишки» города – вопрос времени.
Для проведения массовых мероприятий и крупных фестивалей на открытом воздухе Волгоград имеет все необходимое, тогда как для форумов и конференций недостает специализированной площадки, из-за чего приходится делить участников на группы по нескольким площадкам. По оценке Анатолия, новая площадка вместимостью в 700-1000 человек поможет преодолеть трудности и удовлетворит потребность.
Новое жилье и городская среда
Когда приходит время нового жилищного строительства – не важно, застраиваются производственные территории или пустующие площадки, необходимо подходить комплексно к развитию инфраструктуры вокруг: анализировать мощности транспортной инфраструктуры – нагрузки, ограничения, размещать детские сады, школы, поликлиники и пр. Базовый принцип – руководствоваться выгодой для всех, при разумных уступках: выгода для застройщика не должна перекрывать выгоду для горожан.
Главный критерий комфортной городской среды по-волгоградски, по мнению Анатолия, – устойчивость города к протяженным ливням и чистые улицы. При этом дефицит пешеходных пространств и зеленых островков – не такая очевидная проблема, как, например, 10 лет назад. В этом отношении город прогрессирует.
Базовая потребность – оборудование частного сектора гравийными дорогами, как минимум! Новые дороги не только упростят жизнь людям, но и избавят центральные улицы от грязи.
Вы тоже можете помочь Волгограду! Если хотите принять участие в интервью, поделиться интересной информацией, напишите нам на электронную почту abelikov@itpgrad.ru или расскажите в небольшом эссе «Каким Вы представляете Волгоград?»