«Град» продолжает изучать тенденции в развитии инфраструктуры города Волгограда в области градостроительства. Прокомментировать развитие, перспективы велосипедной инфраструктуры города мы пригласили Михаила Соломонова, велоактивиста, председателя правления «Союза велосипедистов Волгограда».
Михаил подчеркивает, что на данный момент в Волгограде уже есть около 15-20 километров велосипедных дорожек, большинство из которых расположены в центре города, в Тракторозаводском районе, немного в других районах. Однако удобство использования этой инфраструктуры оставляет желать лучшего, поскольку отсутствуют продуманные маршруты и четкий план развития.
В отсутствии велосипедных дорожек велосипедисты вынуждены использовать тротуары или проезжую часть. Множество исследований показывают, что развитие велосипедного движения происходит в тех городах, где имеется удобная пешеходная инфраструктура. В Волгограде пока еще остаются грунтовые дорожки, ведущие в никуда, неудобные переходы и другие проблемы. Если пешеходам неудобно, то что можно сказать о велосипедистах?
Мало кто готов двигаться по дорогам, так как это неудобно и даже опасно, особенно на широких трех- или четырех полосных магистралях, где скорость автомобилей слишком высока для велосипедистов. Некоторые меры вроде установки знаков о снижении скорости действуют только на улицах центра города, например, на улице Ленина, где ограничение скорости составляет до 40 км/ч. Однако в городе есть и другие районы, где необходимы соответствующие меры.
Неудобство хранения велосипеда на высоком этаже также составляет проблему. Когда в здании отсутствует грузовой лифт, это становится крайне неудобным, что отталкивает многих потенциальных велосипедистов.
При планировании будущего развития велосипедной инфраструктуры Волгограда одним из первоочередных решений является разработка стратегии развития, которая позволит говорить о комфорте использования и связности маршрутов.
Поэтому важно также включить велосипедную инфраструктуру в общий план развития города Волгограда, чтобы она не игнорировалась при реализации различных проектов. Михаил подчеркивает, что необходимо изучить опыт других городов, таких как Калининград, Краснодар, Южно-Сахалинск и Альметьевск, где велосипедная инфраструктура является частью общего плана и регулярно расширяется.
Дорожки и парковки Волгограду нужны не только вдоль центральных улиц, но и в других районах. Однако, как показывает опыт других городов, начинать развитие следует с магистральных маршрутов, которые будут широкими, безопасными и отделенными от тротуаров и дорог. Это создаст дополнительные условия и возможности, которые привлекут новых велосипедистов.
Михаил также подчеркивает, что велосипеды должны быть интегрированы в систему городского пассажирского транспорта, учитывая протяженность города и доступность различных районов. В настоящее время преодолеть весь город на велосипеде сложно даже для тренированных людей, что уж говорить о обычных пользователей. Поэтому важно создать условия для удобного перехода с велосипеда на другой вид транспорта, например, использовать электрички.
Личное пожелание Михаила – интеграция в генеральный план вело-пешеходного маршрута из проекта «Волжский путь». Поскольку выходов к Волге в Волгограде не так много, маршрут проекта может помочь улучшить доступность реки: вовлечь в жизнь города «дикие», заброшенные территории.
Также важно предусмотреть надежные места хранения велосипедов как на улицах, так и в жилых домах. Боксы для хранения велосипедов в новостройках или уличные боксы могут стать решением. Это позволит интегрировать велосипед в жизнь города и создать полноценную велотранспортную инфраструктуру.
Вы тоже можете помочь Волгограду! Если хотите принять участие в интервью, поделиться интересной информацией, напишите нам на электронную почту abelikov@itpgrad.ru или расскажите в небольшом эссе «Каким Вы представляете Волгоград?»