Мы пригласили Анну Валерьевну Степнову, социокультурного проектировщика, писателя и журналиста с многолетним опытом работы в деловой прессе, чтобы поговорить о ценностях волгоградцев, исторической памяти и лейтмотиве города.
Обсуждение было информативным и охватило широкий спектр вопросов.
В ходе беседы обсуждались вопросы, связанные с парковками возле жилых домов, внедрением платных парковок в центральной части города, установкой остановок со стеклянными крышами, зелеными насаждениями, лестницами, патриотизмом, с развитием туризма. Эксперт рекомендует активно развивать новое направление. Подробности в статье.
Анна Валерьевна очень внимательно изучает историю проектирования Волгограда, который изначально задумывался как город с величественными и торжественными улицами, за которыми скрываются уютные и комфортные дворы для жителей. Однако вместо ожидаемых уютных дворов мы наблюдаем, как центральные дворы превращаются в парковки.
Возникает дополнительная угроза для дворов в виде инициативы внедрения платных парковок на центральных улицах города. Поскольку многие дворы уже ограждены шлагбаумами, потоки транспорта направляются в последние открытые дворы. Как результат, прогулка по таким дворам становится прогулкой по оживленной дороге, что создает некомфортные и небезопасные условия.
Волгоград толкает горожан к покупке личного автомобиля и не предлагает альтернативных вариантов. Жизнь без автомобиля просто невозможна в этом городе. Существует множество негативных факторов. Прежде всего из-за плохо функционирующего городского общественного транспорта. Не решается проблема «поперечного» передвижения по городу, даже скоростной трамвай не способен помочь из-за отсутствия удобной возможности пересадки между скоростной линией и другими трамваями для жителей Волгограда.
Волгоград разучился делать уют. В тех местах, где город пытается создать атмосферу уюта, не выдерживается стилистическое единство городских объектов, малые формы появляются невпопад и противоречат лейтмотиву места. Анна Валерьевна приводит в пример набережную, где появляются деревянные навесы и подиумы, которые на фоне торжественной архитектуры выглядят как наспех сколоченные паллеты.
У волгоградцев отсутствует доступ к Волге. Главный рекреационный ресурс города не используется. Вдоль городской набережной проходит трасса, которую, конечно, в некоторых местах можно перейти, но посидеть у Волги и поболтать ногами в воде не получится. В городе отсутствуют пляжи, есть только условные «места для отдыха». Речного транспорта нет, кроме немногочисленных прогулочных теплоходов. Чтобы добраться до пляжа на левом берегу, необходимо иметь автомобиль. На велосипеде, например, такая дистанция не каждому под силу.
В Волгограде новые благоустроенные территории называют «парками», однако настоящего парка в городе не существует. Прямолинейная планировка этих пространств – «плацев» создает ощущение площадей, которые не позволяют насладиться уединением на природе. Каждая лавочка видна на километр как справа, так и слева. Даже с учетом роста деревьев скверы не смогут превратиться в парки из-за такой планировки. Центральный парк культуры и отдыха отлично развивается как парк аттракционов, но не является местом, где люди могут встретиться с природой. Конечно, горожане могут отправиться, например, к Волго-Ахтубинской пойме, чтобы насладиться природой, однако для этого им придется снова использовать автомобиль.
При этом Волгоград имеет уникальные традиции озеленения: плодовые деревья – абрикосы, тутовник и обязательно сирень. Летом городу нужны деревья, которые дают густую тень. Анна Валерьевна предлагает привлечь региональный ботанический сад и вместе работать над пространством, в котором найдется место традициям. Например, сортам сирени, которые вошли в проект «Сирень Победы» (их вывели во время Великой Отечественной войны, назвали в честь героев). Конечно, также нужно возрождать и традицию «клумбы роз» – гордость и радость волгоградцев, потому что розы цветут до поздней осени.
Лето в Волгограде очень жаркое, и кроме того, что некуда спрятаться от солнца под деревьями, в городе устанавливают остановки с крышами из стекла. Но находиться под ними в жару невозможно – лучше вообще без крыши. Стандартные решения не будут работать, так как они не учитывают особенности Волгограда. Тоже самое относится к «красивым» остановкам и выбору растений – такие как туи и ели, которые не создают достаточного количества тени, бессмысленны.
Еще в Волгограде очень-очень много лестниц: подземные переходы, лестницы на набережной и т.д. Для людей в возрасте, для родителей с малышами в колясках – непреодолимые препятствия. Поэтому и на набережную лучше тоже приехать на машине.
Каков лейтмотив Волгограда? Анна Валерьевна считает, что в городе присутствует избыточная сакрализация городского пространства, в частности Мамаева кургана. 25-30 лет назад было нормальным кататься на лыжах или устроить пикник на территории кургана. Конечно, не на мемориальной территории, а поодаль или на другом склоне. Сегодня такая инициатива порицается.
Патриотическое воспитание на примере военных подвигов – важная тема. Но не только военными подвигами известен город. Именно в Волгограде родилось мощнейшее добровольческое движение – Черкасовское, названное по имени Александры Максимовны Черкасовой, которая работала воспитательницей детского сада в послевоенном Сталинграде, и вместе со своей бригадой восстанавливала город. Память о подвигах Александры Максимовны и ее соратницах почти никак не раскрыта в городском пространстве. Мемориала, посвященного Черкасовой, нет – только названный именем героини сквер в новом районе, который никак не репрезентует историю, и фотовыставка у подножия Мамаева кургана. А между тем женская тема городу очень близка. Город восстановлен руками женщин, волгоградские статуи-символы – «Родина-мать зовет!» и «Мир» на планетарии.
Чего городу не хватает? Не только площадок для мероприятий. Анна Валерьевна предлагает развивать новое направление – музей городской истории, в фокусе внимания которого именно город, свидетельства жизни и рефлексия происходящих перемен.
Кроме прочего, городу не хватает главного городского рынка – фактор туристической привлекательности Волгограда. Увидеть в южном городе и прогуляться по шумному и пестрому базару с местными овощами, фруктами, рыбой и другими продуктами не откажется ни один турист.
Подводя итог, Анна Валерьевна выражает надежду на то, что город станет более ориентированным на потребности людей.
В некоторых местах достаточно просто убрать бессмысленные ограничения, в других – поставить удобную скамейку. Ведь Волгоград – красивый город-заповедник сталинского ампира, и тут много на что можно посмотреть, много что можно любить. Однако все же необходимо добавить уют, удобство и пропорциональность, осуществив это грамотно и эстетично.
Вы тоже можете помочь Волгограду! Если хотите принять участие в интервью, поделиться интересной информацией, напишите нам на электронную почту abelikov@itpgrad.ru или расскажите в небольшом эссе «Каким Вы представляете Волгоград?»