Бизнес одновременно формирует города и находится в зависимости от них, поэтому для разговора о развитии Волгограда мы пригласили эксперта по проблемным вопросам предпринимательства, бизнес-тренера Григория Павловича Евдокимова.
В чем особенность экономики Волгограда?
– К сожалению, массовое закрытие промышленных предприятий города подорвало производственный потенциал, поэтому сейчас все управленческие решения направлены на поднятие промышленности. Но, на мой взгляд, создать заводы в советском понимании уже невозможно. Создавать новые технопарки также сложно – придется выдерживать тяжелейшую конкуренцию с Татарстаном, где есть правительственные преференции. В таких условиях именно поддержка малого и среднего бизнеса может стать новым эффективным путем развития.
С какими проблемами сталкивается бизнес в Волгограде?
– Одна из проблем – это низкий уровень дохода, который формирует мнение о малой платежеспособности. Тем не менее, все развивается, строится, – жизнь есть. Другая проблема – ухудшение условий для малого и среднего бизнеса вплоть до его уничтожения. Так при подготовке к чемпионату мира по футболу город зачистили от киосков. Аренда помещений на первых этажах предусмотрена только на главной магистрали и непомерно дорога, поэтому все помещения там заняли федеральные торговые сети. В результате в центре в туристических местах негде купить воды, которая более чем востребована в жарком климате. Например, на Мамаевом кургане 2-3 точки с водой, и только одно кафе, где можно поесть. Для нестационарных пунктов продажи и уличных кафе официально выделяется очень мало мест, но поток людей большой и спрос есть. Хотелось бы, чтобы на это обратили внимание.
Какие направления развития выбирают предприниматели в Волгограде?
– Идет глобализация бизнеса и основные ниши закрывают межнациональные и крупные полугосударственные холдинги, поэтому средний и малый бизнес заходит в социальные сферы. Социальные услуги востребованы, здесь бизнес помогает разгрузить государство, поэтому направление воспринимается как менее рискованное, чем остальные. В частные школы стоят очереди, недавно открылся пансионат для пожилых людей. Реализуются и мелкие социальные проекты, например, детский сад в отдаленном поселении. Это требует материальной поддержки.
Многие бизнесы уходят в креативные сферы, где сложно поставить производство на поток. Кроме того, в Волгограде предприниматели нацелены на развитие туристического комплекса. Но чтобы турист задержался в городе, нужна инфраструктура: навигация (рекламные щиты на въезде в город), большее количество гостиниц (ощущается нехватка койка-мест). Необходима событийная программа: больше интересных мероприятий на Мамаевом кургане, привлечение внимания к Александровскому грабену – там потрясающие «марсианские» виды. Нужны оборудованные бесплатные городские пляжи, как в других городах Поволжья, ведь купаться можно с начала мая до конца сентября.
А остров Сарпинский может стать новым местом притяжения для туристов?
– На мой взгляд, большим потенциалом Сарпинский не обладает. Его развитие невозможно без больших финансовых затрат, а между тем сам Волгоград требует вложений. Например, есть проблема «одной дороги» – в некоторых местах города нет альтернативного проезда. Когда произошел теракт и такую дорогу перекрыл взорванный автобус люди по деревням по 30-40 км объезжали, чтобы на ночь попасть домой. Нет дорог перемычек. Надеемся, что строящаяся кольцевая дорога возьмет на себя транзит фур со 2-ой Продольной, и город сможет дышать свободнее. Кроме того, нужно создавать хорды. Важно соединить Волжский и Волгоград, чтобы обеспечить простое перемещение людей. Сарпинский оттянет на себя много бюджетных средств, которые могли бы пойти на эти транспортные проекты и улучшить обстановку во всем городе.
Какой инфраструктуры не хватает бизнесу для развития?
– Нет городской Точки кипения, бизнес-инкубатора, мало конференц-залов. Университетская Точка кипения находится слишком далеко от центра и не закрывает потребности предпринимателей. Нужны площадки для свободного профессионального общения, для обмена опытом. Подходящих помещений слишком мало, это породило высокую стоимость аренды: 60-80 тысяч в день, да и вместить всех желающих ни одна площадка все равно не способна. Если бы появился крупный деловой центр, позволяющий организовывать мероприятия с большим количеством приглашенных гостей, это стало бы толчком для развития делового туризма в городе.
Но без сопутствующей инфраструктуры и деловой центр работать не будет. Гостиниц, как уже говорил, катастрофически не хватает. Кроме того, существует проблема транспортной доступности города. По большому счету, Волгоградский аэропорт сообщается только с Москвой, в другие города самолеты летают редко. Чтобы добраться от Москвы по железной дороге, нужно преодолеть 900 км и потратить сутки. Это затруднит организацию больших «кустовых» конференций.
Подводя итог, Григорий Павлович выделил три основных направления, двигаясь по которым город станет благоприятным местом для развития бизнеса: во-первых, развитие логистики и транспортных связей, во-вторых, создание системы мер поддержки для среднего и малого бизнеса, в-третьих, создание привлекательной городской инфраструктуры, стимулирующей туризм.