1 мая 2022 года начал действие Федеральный закон от 1 мая 2022 года № 124-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этим законом дополнен комплекс антикризисных мер поддержки населения и отраслей экономики, оказавшихся в зоне риска из-за введения ограничений в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц. Инициатива направлена на исполнение пунктов 7.7.2 и 7.7.7 Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, одобренного 15 марта 2022 года на заседании Президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций.
Федеральный закон распространяет эффективно применяемую с 2020 года практику строительства объектов транспортной инфраструктуры на иные виды объектов:
-
магистральные газопроводы, нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, а также объекты магистральной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляются в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры;
-
объекты социальной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, в целях сокращения дефицита таких объектов на территориях субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
-
объекты промышленной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляются в целях создания, внедрения и развития импортозамещающих, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, производства продукции, не имеющей российских аналогов, производства инновационных, энергоэффективных строительных материалов.
Напомним, в отношении транспортной магистральной инфраструктуры Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введен ряд особых правил для получения земельных участков, проектирования и прохождения экспертизы проектной документации, получения разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов.
В частности, документация по планировке территории таких объектов может разрабатываться в отсутствие в утвержденных документах территориального планирования сведений о размещении объектов инфраструктуры.
Виды разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов инфраструктуры, а также категории земель, определяются утвержденной документацией по планировке территории таких объектов инфраструктуры.
Кроме этого, документация по планировке территории, которой предусматривается размещение объектов инфраструктуры федерального значения, до ее утверждения подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляются строительство, реконструкция таких объектов инфраструктуры. Предметом согласования являются границы зон планируемого размещения объектов инфраструктуры.
Также отсутствие утвержденного проекта планировки территории не является препятствием для направления проектной документации линейного объекта инфраструктуры и (или) результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации такого объекта инфраструктуры, для проведения государственной экспертизы.
Указанные правила теперь будут распространены на реализацию приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры в соответствии с приоритетами и задачами, определенными стратегией социально-экономического развития Российской Федерации и стратегией пространственного развития Российской Федерации.
Предлагаемое правовое регулирование позволит обеспечить запуск приоритетных инфраструктурных проектов по модернизации и расширению объектов инфраструктуры опережающими темпами, в том числе в увязке со сроками строительства, предусмотренными программой капитальных вложений.