Новые требования к формату нормативов градостроительного проектирования
Приказом Минэкономразвития России от 06.09.2024 № 567 внесены изменения в требования к структуре и форматам информации, предусмотренной частью 2 статьи 57.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, составляющей информационный ресурс федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ТП), утвержденные приказом Минэкономразвития России от 17.06.2021 № 349.
Так, документированные сведения из состава нормативов градостроительного проектирования в текстовой форме должны представляться для загрузки на программно-аппаратные средства оператора ФГИС ТП в виде файла в одном из форматов: doc, docx, pdf. Основная часть из состава нормативов градостроительного проектирования, устанавливающая расчетные показатели, должна представляться в виде отдельного приложения для загрузки на программно-аппаратные средства оператора ФГИС ТП в форме электронного документа в виде файлов формата xml, соответствующих xsd-схемам.
В настоящее время нормативы градостроительного проектирования представляются во ФГИС ТП в электронной форме в виде файлов формата pdf. Приказ обязывает вносить указанные документы в машиночитаемом формате в виде файлов формата xml, соответствующих xsd-схемам.
Приказ вступил в силу 01.01.2025.
Актуализированы XML-схемы, содержащие сведения о границах, зонах и территориях, вносимые в ЕГРН
Приказом Россреестра от 02.12.2024 № П/0384/24 «О размещении на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" XML-схемы, используемой для формирования XML-документов, направляемых в форме электронных документов в орган регистрации прав органами государственной власти, органами местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия в части сведений о границах, зонах, территориях, для внесения в реестр границ Единого государственного реестра недвижимости» изменены соответствующиеXML-схемы.
Изменения вступают в силу 03.02.2025.
Внесены изменения в правила цифрового описания и отображения объектов на картах документов территориального планирования
Приказом Минэкономразвития России от 09.08.2024 № 504 «О внесении изменений в Требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 09.01.2018 № 10» внесены изменения в правила цифрового описания и отображения объектов на картах документов территориального планирования.
Внесены изменения в правовое регулирование КРТ
Федеральным законом от 26.12.2024 № 486-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносятся изменения в законодательные акты о КРТ.
Среди изменений в Градостроительном кодексе РФ устанавливается, что КРТ жилой застройки может осуществляться в том числе в отношении застроенной территории, в границах которой расположены дома блокированной застройки, объекты индивидуального жилищного строительства, признанные аварийными или соответствующие критериям, установленным субъектом РФ и характеризующим их высокий уровень износа, ненадлежащее техническое состояние или отсутствие систем инженерно-технического обеспечения. Также закрепляется, что КРТ по инициативе правообладателя может не соответствовать решениям генерального плана и правилам землепользования и застройки, а границы территорий КРТ могут не совпадать с границами территориальных зон, устанавливаемых правилами землепользования и застройки.
Закрепляется, что документация по планировке территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии, должна предусматривать очередность планируемого развития территории, этапы и максимальные сроки строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и иных объектов (далее – объекты инфраструктуры).
Устанавливается требование о включении в решение о КРТ расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами инфраструктуры и максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения, установленные градостроительным регламентом в отношении территории, подлежащей комплексному развитию. Указанные расчетные показатели являются обязательными при реализации операторами решений о КРТ.
Предусматривается особый порядок и случаи внесения изменений в решение о КРТ жилой или нежилой застройки без опубликования соответствующего проекта изменений.
Закрепляется, что в договор о КРТ должен включаться, в частности, перечень объектов инфраструктуры, необходимых для функционирования объектов капитального строительства, возводимых в рамках КРТ. Лицо, заключившее такой договор, обязано осуществить благоустройство территории, а также строительство, реконструкцию объектов инфраструктуры в соответствии с документацией по планировке территории, очередностью планируемого развития территории и этапностью реализации решения о комплексном развитии территории.
Устанавливается требование о проведении уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, исполнительным органом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления проверки соответствия проектной документации объекта капитального строительства, возводимого в рамках КРТ, требованиям к соблюдению очередности планируемого КРТ и допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с ограничениями, установленными земельным и иным законодательством РФ. Вышеуказанные уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы наделяются правом выдавать разрешение на предусмотренные проектом планировки территории (в рамках КРТ) отдельные этапы строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе объектов инфраструктуры, необходимых для КРТ. Несоответствие очередности планируемого развития территории, предусмотренной проектом планировки территории, будет являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. Предусматривается, что в случае, если строительство, реконструкция объектов капитального строительства планируются в границах территории, подлежащей комплексному развитию, разрешение на строительство выдается на срок, не превышающий предусмотренного проектом планировки территории максимального срока строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Законом субъекта РФ может быть установлена обязанность органа исполнительной власти субъекта РФ или подведомственного ему государственного (бюджетного или автономного) учреждения проводить строительный контроль в отношении отдельных объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых предусмотрены утвержденными органом исполнительной власти субъекта РФ инвестиционными программами организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сферах теплоснабжения (за исключением инвестиционных программ, которые утверждаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), водоснабжения и водоотведения.
Устанавливаются особенности осуществления КРТ в г. Москве, и вносятся соответствующие изменения в Федеральный закон от 15.04.1993 № 4802-I «О статусе столицы Российской Федерации».
Федеральный закон вступает в силу с 01.01.2025, за исключением статьи 1 (внесение изменений в Градостроительный кодекс РФ), которая вступает в силу с 01.03.2025.
Также постановлением Правительства РФ от 16.05.2024 № 609 внесены изменения в части размещения в ГИСОГД документации о комплексном развитии территории.
В частности, Перечень разделов информационной системы и сведений, документов, материалов, размещаемых в разделах информационной системы, дополнен разделом 13.1 «Комплексное развитие территорий», который включает сведения, документы, материалы решения о комплексном развитии территории, о договоре о комплексном развитии территории и иные сведения, документы, материалы, согласованные, выданные, утвержденные в рамках осуществления комплексного развития территории.
Начало действия постановления - 25.05.2024.
Утверждена Стратегия пространственного развития РФ
Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2024 №4146-р утверждена Стратегия пространственного развития РФ. Задачами Стратегии являются в том числе:
- формирование сбалансированной системы пространственного развития для достижения национальных целей;
- поиск оптимальных форм территориальной организации экономики;
- развитие опорных населённых пунктов, образующих инфраструктурный и экономический каркас страны.
Одно из новшеств утвержденной Стратегии – создание единого перечня опорных населенных пунктов, развитие которых будет способствовать достижению национальных целей развития, определённых майскими указами Президента РФ в 2024 году. В перечень опорных населённых пунктов вошли городские агломерации, административные центры, города, где реализуются новые инвестиционные проекты, существенно влияющие на экономику. Кроме того, туда включены города, жители которых заняты в обеспечении национальной безопасности и обслуживании критически важной инфраструктуры. Также в перечень вошли населенные пункты, включая сельские, выполняющие функции опорных. В них работают медучреждения, школы, вузы и культурные центры, обеспечивающие потребности жителей прилегающих территорий. В числе приоритетных задач развития опорных населённых пунктов – строительство жилья, создание коммунальной и социальной инфраструктуры для привлечения кадров, развитие транспорта, расширение межрегиональных экономических связей.
Улучшение качества жизни в опорных пунктах во многом позволит решать актуальные задачи пространственного развития более крупных территорий – федеральных округов, Арктической зоны России и новых регионов. Так, для Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны одной из задач станет наращивание международных торговых связей. Речь идёт о повышении эффективности работы Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, Северного морского пути, морских портов на тихоокеанском побережье и строительстве дорог, связывающих эти порты с логистическими центрами. Также внимание будет уделено созданию аэродромов и расширению авиасообщения. Это позволит повысить связанность Дальнего Востока с другими российскими регионами, а также станет дополнительным импульсом для развития туризма, в том числе и международного. Ещё одно направление работы – промышленная кооперация с дружественными странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе на международных территориях опережающего развития в приграничных районах Приморского, Хабаровского и Забайкальского краёв, Амурской области и Еврейской автономной области.
Среди направлений пространственного развития новых регионов – дальнейшая интеграция в общую экономическую структуру страны, создание к 2028 году единого экономического пространства Приазовья за счёт повышения транспортной связанности Крыма и Севастополя с новыми регионами, а также Краснодарским краем, Белгородской, Воронежской и Ростовской областями. Также стратегия предполагает сокращение дефицита кадров, реализацию инвестпроектов в угольной промышленности, развитие туристско-рекреационного кластера Приазовья.
Утверждены федеральные правила подготовки документации по планировке территории
Постановлением Правительства РФ от 02.02.2024 № 112 утверждены Правила подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятия решения об утверждении документации по планировке территории, внесения изменений в такую документацию, отмены такой документации или ее отдельных частей, признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению, а также подготовки и утверждения проекта планировки территории в отношении территорий исторических поселений федерального и регионального значения. Документом установлен единый порядок подготовки документации по планировке территории на основании решений уполномоченных органов, а также порядок подготовки и утверждения проекта планировки территории в отношении территорий исторических поселений федерального и регионального значения. Установление такого порядка продиктовано изменениями, внесенными в Градостроительный кодекс РФ Федеральным законом от 10.07.2023 № 305-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», передавшим полномочия по установлению порядка подготовки документации по планировке территории, порядка принятия решения об ее утверждении, внесении изменений, отмены, полностью или в части или признании не подлежащими применению отдельных частей такой документации в исключительное ведение Правительства РФ. Ранее такие полномочия были у органов власти субъектов РФ и муниципалитетов.
Правилами конкретизируются и раскрываются положения Градостроительного кодекса РФ в части процедуры подготовки документации по планировке территории.
Вступили в силу поправки об устранении пересечения границ
С 01.02.2024 вступили в силу все положения Федерального закона от 04.08.2023 № 438-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», утвердившие масштабные поправки в действующее законодательство в части устранения пересечения границ земельных участков с границами населенных пунктов и территориальных зон.
Изменения включают:
1. Особый порядок (до 01.01.2027) для установления границ населенных пунктов и территориальных зон. Указанные границы могут пересекать границы земельных участков линейных объектов и земельных участков, имеющих пересечения между собой. В отношении соответствующих границ в описании местоположения указывается информация о наличии пересечений и необходимости их устранения. Муниципалитет направляет информацию о таких пересечениях для их устранения в Росреестр, согласовывает предложения Росреестра по устранению пересечений.
2. Уточненные правила установления границ территориальных зон. Ранее был установлен запрет на пересечение границ территориальных зон с границами земельных участков, за исключением участков для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов. Теперь границы территориальных зон также не могут пересекать границы муниципальных образований, населенных пунктов, но могут пересекаться с границами ЗОУИТ, ТОКН, границами территорий исторических поселений федерального и регионального значения. Данное изменение носит технический характер и принято в целях приведения в соответствие с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости».
3. Уточненный порядок внесения сведений об административных границах и границах территориальных зон в ЕГРН:
- В случае если в результате внесения сведений о границах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов требуется изменение сведений об адресах объектов недвижимости, Росреестр составляет перечень таких объектов и направляет его в уполномоченный на изменение адресации орган.
- В случае, если в результате внесения сведений о границах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований обнаружено их пересечение с границами земельных участков Росреестр составляет перечень участков, пересекающих указанные границы и направляет органам власти, уполномоченным на установление границ, для устранения пересечений.
- Орган регистрации прав наделен обязанностью устанавливать/изменять категорию земель земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, без предоставления ему решений органов государственной власти или органа местного самоуправления об отнесении таких земельных участков к землям населенных пунктов.
- Уточнены правила корректировки границ населенных пунктов и территориальных зон в случае выявления их пересечений с границами земельных участков. Теперь критерием включения или исключения земельного участка из границы населенного пункта или территориальной зоны является его нахождение в границе на 50% и более. Ранее критерием было его нахождение земельного участка в границе населенного пункта или территориальной зоны на 75% и более. Также при решении вопроса о корректировке границ учитываются сведения ЕГРН о категории земель (с учетом того, чтобы земельные участки, не отнесенные к категории земель населенных пунктов, не были включены в границы населенного пункта). Вместе с тем принятое решение об изменении границы населенного пункта и территориальных зон Росреестр обязан согласовать с органом, утвердившим документы территориального планирования и правила землепользования и застройки, а также правообладателем земельного участка. В случае если границы населенных пунктов пересекаются с границами земельных участков, расположенных на ООПТ или границами ООПТ федерального и регионального значения, предложения на согласование направляются также в ФОИВ, орган исполнительной власти субъекта РФ, в ведении которых относится такая ООПТ. В случае если границы населенных пунктов, территориальных зон пересекаются с границами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения предложения также направляются на согласование в высший исполнительный орган субъекта РФ, на территории которого расположены муниципальное образование, населенный пункт. В течение 30 дней с момента отправления предложений по изменению границ, стороны вправе согласовать такие предложения либо предоставить иные предложения на согласование. Предложения, приводящие к пересечению границ земельных участков, не учитываются. В случае если в вышеуказанный срок предложения от сторон не поступили, то предложения органа регистрации прав считаются согласованными и такие предложения служат основанием для изменения границ населенных пунктов, территориальных зон. В случае если предложения правообладателей земельных участков и государственных органов, органов местного самоуправления различаются, предпочтение отдается предложениям органов публичной власти. В случае, если предложения органа регистрации прав не согласованы органами публичной власти и правообладателями земельных участков и не предоставлены иные предложения от таких органов или правообладателей, орган регистрации прав направляет уведомление о невозможности внесения соответствующих сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон в ЕГРН.
4. Уточненный порядок устранения реестровых ошибок в сведениях ЕГРН, связанных с пересечениями границ населенных пунктов и территориальных зон с границами земельных участков. Теперь в целях устранения ошибок Росреестр во всех случаях уполномочен самостоятельно выполнять работы по определению координат границ и объектов недвижимости. Предварительно он обязан предложить органам власти, уполномоченным на установление границ населенных пунктов и территориальных зон, или правообладателям земельных участков устранить такие ошибки самостоятельно. При непоступлении в течение 1 месяца необходимых документов, на основании которых обеспечивается устранение данной ошибки, публично-правовая компания вносит изменения в ЕГРН самостоятельно.
5. Обязанность внесения изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования в случае корректировки Росреестром границ населенных пунктов или территориальных зон по результатам устранения их пересечений с границами земельных участков. Для внесения таких изменений действует упрощенный порядок: без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний, а также без принятия решения о подготовке предложений о внесении изменений в документ и без согласования проекта на ФГИС ТП (для документов территориального планирования), без опубликования сообщения о принятии решения о подготовке проекта и подготовки заключения комиссии, без утверждения изменений (путем уточнения) (для правил землепользования и застройки). Изменение сведений о границах населенных пунктов в правилах землепользования и застройки необходимо осуществить в срок не более чем 6 месяцев. Для документов территориального планирования предельный срок приведения к сведениям ЕГРН не установлен.
Порядок исправления таких ошибок конкретизируется приказом Росреестра от 27.12.2023 № П/0565 «Об установлении порядка изменения сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка (земельных участков), местоположении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства при исправлении реестровой ошибки». Приказ определяет перечень документов и сведений, содержащихся в них, которые необходимо подготовить для вынесения решения об исправлении такой ошибки, а также требования к точности методам определения координат характерных точек границ земельных участков, контуров зданий, строений, сооружений и объектов незавершенного строительства, включая значения средней квадратической погрешности определения координат характерных точек границ земельных участков.
Вступили в силу новые СП в сфере градостроительства
Разработаны и утверждены четыре новых свода правил в сфере градостроительства:
- СП 531.1325800.2024 «Градостроительство. Модели городской среды. Общие положения»;
- СП 532.1325800.2024 «Градостроительство. Модели городской среды центральная. Общие положения»;
- СП 533.1325800.2024 «Градостроительство. Модель городской среды малоэтажная. Правила проектирования»;
- СП 534.1325800.2024 «Градостроительство. Модель городской среды среднеэтажная. Правила проектирования».
Своды правил, вступившие в силу в конце февраля 2024 года, нацелены на внедрение передовых подходов в комплексное жилищное строительство и процесс городского развития в целом. Основой для разработки послужил Стандарт КРТ, разработанный КБ «Стрелка» по заказу ДОМ.РФ.
Сводами правил рассмотрены три целевых модели городской среды: малоэтажная – индивидуальная и блокированная жилая застройка, многоквартирные дома до четырех этажей, среднеэтажная – многоквартирные дома до восьми этажей и высотные акценты, центральная - многоквартирные дома до девяти этажей и высотные акценты.
В своды правил включены общие положения формирования моделей, характеристики и параметры кварталов жилой и многофункциональной застройки, транспортной и пешеходной инфраструктуры, элементов благоустройства, нормы по надлежащему формированию фронта застройки, земельным участкам, территориям общего пользования, размещению композиционных доминант и образовательных организаций.
Новые своды правил, созданы в развитие СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Они регламентируют основополагающие параметры, влияющие на качество городской среды, которые до разработки сводов правил отсутствовали в нормативном поле или были недостаточными.
Положения сводов правил могут учитываться на всех этапах градостроительного проектирования: при разработке документов территориального планирования, документов градостроительного зонирования, документации по планировке территории, правил благоустройства территории, с дальнейшим развитием на стадиях архитектурно-строительного проектирования.
Минэкономразвития России опубликовало новые методические рекомендации по подготовке документов территориального планирования
Приказом Минэкономразвития России от 06.05.2024 № 273 утверждены новые методические рекомендации по разработке муниципальных документов территориального планирования. Документ принят взамен ранее действовавшего приказа Минрегиона России от 26.05.2011 № 244 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов», однако касается не только генеральных планов, но схем территориального планирования муниципальных районов, а также единых документов территориального планирования и градостроительного зонирования.
Для каждого вида проектов приводятся рекомендации к составу и содержанию, в том числе примерные формы предоставления сведений, рекомендации по методике проектирования, порядку организации согласительных процедур.
В число рекомендаций введены и новые принципиальные положения, в частности:
1. В положение о территориальном планировании рекомендуется включать раздел со сведениями об объектах социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, который может дополняться текстовым пояснением об особенностях современного состояния и планируемого развития. Кроме того, в составе текстовой части положения указывается планируемая численность населения, необходимая для расчета количества и параметров инфраструктурных объектов местного значения. Также в текстовые материалы утверждаемой части рекомендуется включать краткую характеристику социально-экономического положения и историческую справку.
2. В случае если проектом внесения изменений в генеральный план не предполагается установление новых или изменений существующих границ населенных пунктов, карту границ населенных пунктов и приложение со сведениями о границах населенных пунктов рекомендуется не разрабатывать, а в положении о территориальном планировании указывать отсутствие предложений по изменению границ как обоснование исключения указанных карты и сведений из состава утверждаемой части.
3. В случае если на межселенных территориях отсутствуют населенные пункты и не планируется их образование, а также не планируется размещение ОФЗ, ОРЗ, ОМЗ, в том числе линейных объектов, соответствующие карты рекомендуется не разрабатывать.
4. Допускается исключение карты планируемого размещения объектов местного значения из генерального плана, разрабатываемого в его составе единого документа, если региональным законодательством предусмотрена возможность разработки сокращенного генерального плана.
5. При отсутствии стратегии социально-экономического развития муниципального образования рекомендуется включать в состав материалов по обоснованию концепцию пространственного развития (мастер-план).
6. Рекомендуется включать в материалы по обоснованию информацию, касающуюся:
- развития транспортной инфраструктуры в части развития общественного транспорта с целью обоснования трассировки линий внеуличного транспорта, размещения транспортно-пересадочных узлов;
- структурного каркаса общественных пространств с целью обоснования таких объектов местного значения, как пешеходные улицы, велодорожки, площади, парки, скверы, иные озелененные общественные пространства;
- развития природно-экологического каркаса территории муниципального образования с целью обоснования таких объектов, как ООПТ местного значения, парки, скверы, иные озелененные общественные пространства;
- территорий интенсивного развития, для которых необходимо выполнение проекта планировки территории, изменение границ и параметров функциональных зон или обоснование последующего установления территорий КРТ в ПЗЗ, в том числе территорий комплексного «редевелопмента» с изменением или без изменения основной функции планируемой застройки, территорий, определяемых в целях реализации национального проекта «Жилье и комплексная городская среда» для комплексной жилой застройки на свободных участках и на участках подлежащего сносу аварийного жилья;
- территорий приоритетного развития экономики и создания высокопроизводительных рабочих мест (технопарков, промышленных парков, научных парков);
- анализа АГО муниципального образования с оценкой сложившихся стилистических особенностей и морфотипов застройки, выделения архитектурных доминант и градостроительных ансамблей, видовых точек раскрытия панорам застройки, определения зданий, формирующих идентичность города и формирования на этой основе требований по определению этажности и плотности застройки, территорий архитектурно-градостроительного регулирования.
7. Объем разделов материалов по обоснованию в составе проекта генерального плана сельского поселения, проекта генерального плана муниципального образования для отдельного населенного пункта может быть сокращен при условии отсутствия на проектируемой территории:
- основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- существующих и планируемых к размещению объектов федерального и регионального значения;
- особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения;
- объектов культурного наследия федерального и регионального значения.
8. Из рекомендаций исключены положения о технико-экономических показателях.
В части рекомендаций по оформлению:
1. Закреплены масштабы карт.
2. Раздел положения о территориальном планировании, содержащий сведения о планируемых к размещению или реконструируемых объектах местного значения, рекомендуется формировать путем выгрузки необходимых сведений в таблицу из векторной модели пространственных данных документов территориального планирования муниципальных образований, посредством функционала ФГИС ТП.
3. Каждой функциональной зоне присваивать индивидуальный буквенно-цифровой (или цифровой) индекс, который содержит информацию о типе зоны, характере освоения территории и адресацию зоны – указание населенного пункта или планировочного района. Описание метода адресации и расшифровку индекса рекомендуется приводить в материалах по обоснованию и в информационной части раздела «Параметры функциональных зон, сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального, регионального, местного значения», в положении о территориальном планировании.
4. В перечне планируемых объектов местного значения в табличной форме, в разделе «Сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения, основные характеристики, их местоположение» положения о территориальном планировании рекомендуется включать:
- индекс объекта, его наименование, сведения о строительстве или реконструкции, адресацию (указание планировочного района, квартала);
- не менее одного планируемого параметра (мощность, емкость, протяженность, вместимость, категория, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов и т.д.;
- срок реализации (первая очередь или расчетный срок, или указание года реализации);
- индекс функциональной зоны, в которой расположен объект и примечания.
5. Индексы объекта в перечне планируемых объектов и соответствующего ему объекта на карте должны совпадать. Для объектов (за исключением линейных), запланированных на первую очередь реализации, рекомендуется в примечаниях указывать наличие земельного участка в муниципальной собственности, размещение на землях, государственная собственность на которые не разграничена, необходимость резервирования и выкупа земельного участка или иные сведения о земельном участке, необходимом для размещения объекта.
6. Земельные участки, подпадающие под действие Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», имеющие приоритет при двойном учете земельных участков в Едином государственном реестре недвижимости и государственном лесном реестре (наложениях и пересечениях), а также признанные комиссией, созданной в соответствии с частью 20 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ, или решением суда, вступившим в законную силу, не имеющими пересечения с землями лесного фонда, отражаются при необходимости на карте границ населенных пунктов как существующие земли населенных пунктов без дополнительного согласования с органом, уполномоченным на ведение лесного реестра.
В части согласования и утверждения документов территориального планирования:
1. ОМСУ вправе заказать внешнюю экспертизу разработанного проекта на предмет соответствия законодательству и техническому заданию. Это может быть выполнено как до загрузки материалов проекта генерального плана в ФГИС ТП, так и после.
2. Публичные слушания или общественные обсуждения рекомендуется проводить одновременно с осуществлением согласительных процедур, не превышающих 4 месяца.
3. При подготовке проекта внесения изменений применительно к части территории населенного пункта, при изменении параметров функциональной зоны и характеристик инфраструктурных объектов согласование осуществляется только в части изменений.
4. Установлены следующие рекомендуемые сроки согласительных и иных процедур:
- гарантийные обязательства – до 9 месяцев;
- работа согласительной комиссии – до 2 месяцев;
- согласование и общественные обсуждения (публичные слушаний) – до 4 месяцев.
Также в методических рекомендациях приведен пример типового технического задания на разработку документов территориального планирования, а также указаны рекомендованные требования к разработчикам проектов ДТП. В частности, Минэкономразвития России предлагает проверять у разработчиков:
1. Наличие вида деятельности с кодом 71.11.2 «Деятельность по территориальному планированию и планировке территории» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
2. Соответствие специалистов высшего уровня квалификации разработчика коду 2164 «Проектировщики-градостроители и проектировщики транспортных узлов» Общероссийского классификатора занятий.
3. Наличие у разработчика соответствующей лицензии, в случае если техническим заданием предусмотрена необходимость осуществления работ, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне».
4. Наличие действующей лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности, в случае если техническим заданием предполагается осуществление картографических работ.