Указом Президента РФ от 28.02.2024 № 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» принята новая Стратегия научно-технологического развития РФ. При этом ранее действующая Стратегия научно-технологического развития РФ, утвержденная указом Президента РФ от 01.12.2016 № 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», утрачивает силу.
Новой Стратегией подведены итоги реализации ранее действующей стратегии за период 2017 – 2021 гг. и скорректированы приоритеты и перспективы научно-технологического развития, основные цели и задачи научно-технологического развития РФ. В Стратегию добавлено в том числе:
-
создание и развитие на территории РФ сети уникальных научных установок (в том числе класса «мегасайенс»), центров коллективного пользования научно-технологическим оборудованием, центров экспериментального производства и т.д.;
-
интеграция технологий искусственного интеллекта и активного использования их возможностей для повышения качества и эффективности научных исследований и разработок, в том числе посредством создания методологии обмена научными данными и информацией, развития отечественных сервисов, предназначенных для сбора, хранения и обработки таких данных.
Установлен порядок взаимодействия органов государственной власти РФ и организаций при реализации государственной политики в области научно-технологического развития. Так, общее руководство политикой в области научно-технологического развития РФ осуществляет Президент РФ и Совет при Президенте РФ по науке и образованию. В свою очередь, Правительство РФ и Комиссия по научно-технологическому развитию РФ осуществляет меры по реализации государственной политики в области научно-технологическому развитию, осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций, и т.д.
Основными инструментами реализации Стратегии названы:
-
государственная программа в области научно-технологического развития, в которой консолидируются все меры и инструменты поддержки научных исследований и разработок федерального уровня;
-
национальные проекты (программы) и предусмотренные ими федеральные проекты;
-
отраслевые документы стратегического планирования в части, касающейся прогнозирования, целеполагания, планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в области научно-технологического развития;
-
стратегические инициативы Президента Российской Федерации в научно-технологической сфере, в том числе важнейшие инновационные проекты государственного значения, федеральные научно-технические программы, а также Национальная технологическая инициатива;
-
программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период;
-
стратегические и программные документы Российского научного фонда и иных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности;
-
плановые и программно-целевые документы государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний и иных организаций, созданных на основании федеральных законов, содержащие мероприятия, направленные на развитие науки, технологий и технологического предпринимательства;
-
иные государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъектов Российской Федерации, муниципальные программы, национальные и федеральные проекты, а также нормативные правовые и распорядительные акты, разработанные на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в том числе экономические и организационные инструменты, способствующие повышению эффективности реализации государственной политики в области научно-технологического развития в целях обеспечения независимости и конкурентоспособности государства.
Стратегией также установлены основные показатели оценки эффективности реализации:
-
доля молодых ученых (исследователей) в общей численности ученых;
-
объем налоговых поступлений в бюджет от реализации продукции, произведенной с использованием отечественных наукоемких технологий;
-
соотношение объема реализации отечественной наукоемкой продукции и объема закупок аналогичной иностранной продукции, в первую очередь происходящей из недружественных иностранных государств (в том числе без согласия правообладателей);
-
доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте;
-
прирост объема внутренних затрат на научные исследования и разработки и увеличение доли внебюджетного финансирования в таких затратах.
К 2030 году в рамках реализации Стратегии планируется:
-
перестройка системы управления в области науки, технологий и технологического предпринимательства в условиях мобилизационного режима, обусловленного долгосрочным характером политических, экономических и технологических санкций;
-
учет прогноза научно-технологического развития при принятии управленческих решений в области науки, технологий и технологического предпринимательства, обеспечение согласованности стратегического планирования в данной области и бюджетного процесса;
-
переход к новой системе подготовки квалифицированных кадров для высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики;
-
ускоренная разработка импортонезависимых технологий, освоение и локализация известных иностранных технологий в целях обеспечения устойчивого развития здравоохранения, жилищно-коммунального комплекса, энергетики, ключевых отраслей промышленности, сферы безопасности, культуры, образования, социальной сферы, замещение устаревших технологий и стабильное увеличение экспорта отечественных наукоемких технологий и продукции;
-
опережающая разработка принципиально новых научно-технологических решений, в том числе основанных на природоподобных технологиях и обеспечивающих конкурентоспособность и развитие российской экономики в стратегической перспективе.
Указ вступил в силу.