Указом Президента РФ от 15.02.2024 № 124 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» и в Национальную стратегию, утвержденную этим Указом» внесены изменения в Национальную стратегию развития искусственного интеллекта. Изменения включают в себя:
1. Расширение понятийного аппарата Стратегии. Введен ряд новых определений, а также уточнены уже существующие.
2. Корректировку основных принципов развития и использования технологий искусственного интеллекта, основных целей и задач развития искусственного интеллекта в РФ и установку целевых показателей, характеризующих их достижение.
3. Рекомендацию органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года при разработке и реализации стратегических направлений цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и иных документов.
4. Дополнение Стратегии положениями:
-
о повышении доступности инфраструктуры, необходимой для развития технологий искусственного интеллекта, включая обеспечение доступа на льготных условиях научных работников и организаций-разработчиков программного обеспечения и отраслевых организаций к вычислительным мощностям, необходимым для разработки технологий искусственного интеллекта;
-
о мерах поддержки организаций-разработчиков искусственного интеллекта, включая совершенствование государственной поддержки коллективов, разрабатывающих решения в области искусственного интеллекта, в целях стимулирования к коммерциализации полученных ими результатов интеллектуальной деятельности в области искусственного интеллекта;
-
о стимулировании внедрения технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики и социальной сферы, включая создание пилотных зон для апробации и демонстрации разработок в области искусственного интеллекта, применяемых в различных отраслях экономики и социальной сферы (сельское хозяйство, транспорт, промышленность, здравоохранение, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, топливно-энергетический комплекс и другие отрасли) и др.
5. Повышение качества комплексного нормативно-правового регулирования искусственного интеллекта, в том числе путем закрепления благоприятных нормативно-правовых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта (отсутствие излишних нормативно-правовых барьеров, ограничивающих развитие технологий искусственного интеллекта) в документах стратегического планирования во всех сферах использования таких технологий.
6. Законодательное обеспечение возможности доступа разработчиков технологий искусственного интеллекта к различным видам данных:
-
установление правил создания и предоставления наборов данных, основой которых являются обезличенные медицинские данные;
-
определение механизмов обезличивания персональных данных;
-
формирование органами публичной власти, коммерческими и некоммерческими организациями стимулов для создания наборов данных и поддержания их в актуальном состоянии в соответствии с приоритетными направлениями развития отечественной промышленности, культуры, науки и образования, государственного и муниципального управления, включая предоставление разработчикам технологий искусственного интеллекта недискриминационного доступа к таким данным;
-
определение порядка предоставления наборов данных разработчикам технологий искусственного интеллекта;
-
создание механизмов распространения, объединения наборов данных, обмена ими для выполнения научных исследований в области искусственного интеллекта;
-
определение условий доступа разработчиков технологий искусственного интеллекта к промышленным данным;
-
создание доверенного программного обеспечения для разработки безопасных и функционально эффективных решений в области искусственного интеллекта по единым открытым стандартам;
-
обеспечение доступа разработчиков технологий искусственного интеллекта к данным, в том числе на основе модели «данные как сервис», а также путем создания механизмов гарантированного обезличивания и разметки данных при условии соблюдения прав обладателей соответствующей информации;
-
формирование базовых компонентов информационной системы обработки данных для разработчиков технологий искусственного интеллекта, органов публичной власти и организаций;
-
создание типового конструктора, единых каталогов и справочников для формирования информационных систем обработки данных органов публичной власти и организаций;
-
устранение необоснованных нормативно-правовых ограничений для разработки, внедрения и использования отечественных больших генеративных моделей (в том числе определение границ ответственности разработчиков таких моделей и создание возможностей для обучения больших генеративных моделей на больших массивах информации с учетом требований законодательства Российской Федерации).
7. Закрепление в качестве основных механизмов реализации Стратегии:
-
«дорожной карты» развития высокотехнологичного направления «Искусственный интеллект» на период до 2030 года, включающая в себя мероприятия по внедрению и развитию искусственного интеллекта федерального проекта «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и национального проекта по формированию экономики данных на период до 2030 года, а также соответствующие планы мероприятий заинтересованных организаций;
-
национальных проектов и государственных программ РФ, включающих в себя мероприятия по развитию технологий искусственного интеллекта;
-
стратегий цифровой трансформации государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием, включающие в себя мероприятия по внедрению и развитию технологий искусственного интеллекта.