27 сентября 2021 года в Государственную Думу Российской Федерации внесен проект закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». В соответствии с пояснительной запиской законопроект призван способствовать формированию условий для комплексного, устойчивого социально-экономического развития страны и каждого ее региона. Замечания, отзывы и предложения к проекту принимаются до 31 октября 2021 года.
Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления и органы государственной власти названы элементами единой системы публичной власти в Российской Федерации, взаимодействующими для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
Внесенным в Государственную Думу Российской Федерации в сентябре текущего года законопроектом совершенствуются механизмы организации и взаимодействия органов публичной власти всех уровней (федеральных, региональных, муниципальных), действующих на территории субъектов Российской Федерации. Отдельное внимание разработчиками законопроекта отведено вопросу структурирования и определения статуса органов публичной власти. Так, система органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется как единый механизм, состоящий из таких элементов, как законодательный орган субъекта, высшее должностное лицо субъекта, высший исполнительный орган субъекта, иные органы государственной власти субъекта, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Разработчиками проекта подчеркивается, что данному проекту отводится важное место в процессе формирования и совершенствования модели единой системы публичной власти на территории каждого региона, установлении и конкретизации принципов деятельности органов власти. К таким принципам принято относить обеспечение соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина; верховенство Конституции России; согласованное функционирование и взаимодействие органов публичной власти на всех уровнях; разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти и гарантии финансового обеспечения разграничения полномочий; признание и гарантированность местного самоуправления.
Законопроектом регламентируются основы участия органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации, в решении задач местного самоуправления.
Кроме того, законопроектом предусматривается что федеральные органы исполнительной власти могут участвовать в формировании региональных органов исполнительной власти в сферах образования, здравоохранения, финансов, а также жилищного, строительного надзора (в порядке и случаях, установленных федеральным законом).
Принципиально важным направлением разработки проекта выступили механизмы повышения эффективности деятельности уровней публичной власти. Так, проектом предусмотрена возможность дистанционного взаимодействия органов публичной власти, дистанционного участия в заседаниях законодательного органа субъекта.
Предполагается, что основная часть положений законопроекта вступит в силу 1 июня 2022 года. Отдельные главы (в их числе общие положения, некоторые правила рассылки законопроектов и о государственном контроле) вступят в силу со дня официального опубликования закона по его принятии. В свою очередь, главы, регулирующие полномочия субъектов Российской Федерации и определяющие экономическую основу их деятельности, начнут действие 1 января 2023 года.