В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект разработан в целях устранения пересечения границ населенных пунктов, территориальных зон с границами земельного участка, а также урегулирования вопросов, возникших в правоприменительной практике при установлении границ населенных пунктов и территориальных зон и внесении сведений о них в ЕГРН, устранения препятствий для подготовки документов, содержащих описание местоположения границ населенных пунктов и территориальных зон, и наполнения ЕГРН сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности и гармонизации сферы земельно-имущественных отношений, совершенствования действующего законодательства в части порядка исправления реестровых ошибок органом регистрации прав на основе анализа правоприменительной практики.
Законопроектом предлагается статью 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) дополнить положениями, устанавливающими, что наличие пересечения границ населенных пунктов, территориальных зон с границами земельного участка, предназначенного для размещения линейного объекта (занятого линейным объектом), или земельных участков, имеющих согласно сведениям ЕГРН пересечения между собой, не является препятствием для установления границ населенных пунктов, территориальных зон и внесения сведений о них в ЕГРН.
Устранение пересечения границ населенных пунктов, территориальных зон с границами земельных участков, имеющих пересечения между собой, осуществляется органом регистрации прав при государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельных участков, осуществляемым в том числе с целью исправления реестровой ошибки. Орган регистрации прав уведомляет о внесенных в реестр границ ЕГРН изменениях уполномоченные на установление границ органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Для уточнения границ земельного участка, занятого линейным объектом, пересекающих границы населенного пункта, муниципального образования и границы между субъектами Российской Федерации, законопроектом предлагается осуществлять раздел такого земельного участка без подготовки межевого плана и кадастрового учета исходного земельного участка в связи с уточнением местоположения границ такого земельного участка. При этом орган регистрации уведомляет орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение исходным земельным участком, а также его правообладателя о результатах кадастрового учета.
Согласно действующей редакции статьи 34 Федерального закона № 218-ФЗ Росреестр вправе самостоятельно внести изменения в сведения о местоположении границ населенных пунктов и территориальных зон в ЕГРН при условии, что 75 и более процентов площади земельного участка находится в границах определенного населенного пункта или территориальной зоны. Практика применения указанной нормы показала, что такой подход себя исчерпал. Значительное количество выявленных пересечений границ населенных пунктов, территориальных зон с границами земельных участков не попадает в установленный критерий, что не позволяет применить указанную норму.
В этой связи законопроектом предлагается вносить такие изменения, если более 50% площади земельного участка, с границами которого пересекаются границы населенных пунктов, территориальных зон, находится в границах или за границами населенных пунктов, территориальных зон, с одновременным изменением границ населенных пунктов, территориальных зон, в том числе если населенные пункты или территориальные зоны имеют общие части границ.
Законопроектом также уточняются требования к подготовке межевого плана в случае, если при кадастровых работах выявлено пересечение границ земельного участка с границами населенного пункта, границами муниципального образования, границами субъектов Российской Федерации. Предлагается осуществлять уточнение границ земельного участка, в том числе с целью устранения реестровой ошибки (включая пересечения границ земельных участков между собой), без учета сведений о границах населенных пунктов, территориальных зон, внесенных в ЕГРН, в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В целях достижения 100% показателя по внесению в ЕГРН границ населенных пунктов и территориальных зон, учитывая сложность, масштабность и затратность выполнения работ по установлению таких границ по причине непрерывности процесса осуществления государственного кадастрового учета новых земельных участков, уточнения местоположения границ и исправления реестровых ошибок в границах земельных участков, законопроектом предлагается механизм регулирования устранения пересечений границ населенных пунктов, территориальных зон с границами земельных участков на стадии их установления.
Предлагаемые законопроектом изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации направлены на введение возможности установления границ населенных пунктов, территориальных зон, а также внесение изменений в документы территориального планирования муниципального образования независимо от наличия пересечения границ одного земельного участка, в соответствии с границами которого устанавливаются границы населенного пункта, территориальной зоны, с границами другого земельного участка. Внесение изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования в части приведения карт границ населенных пунктов, территориальных зон в соответствие со сведениями о таких границах, содержащимися в ЕГРН, осуществляется в упрощенном порядке, без проведения обязательных процедур, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Внесение изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования в части приведения карт границ населенных пунктов, территориальных зон в соответствие со сведениями о таких границах, содержащимися в ЕГРН, осуществляется в упрощенном порядке, без проведения обязательных процедур, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Законопроектом уточняются положения статьи 61 Федерального закона № 218-ФЗ, регулирующие порядок исправления органом регистрации прав реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, наличие которой является в том числе причиной пересечения границ земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств с границами земельного участка.
Законопроектом предлагается наделить орган регистрации прав полномочиями по исправлению (устранению) реестровых ошибок в местоположении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке.
Кроме того, законопроектом предлагается урегулировать порядок доступа к земельным участкам, зданиям, сооружениям или объектам незавершенного строительства на земельном участке в целях обеспечения выполнения за счет бюджетных средств мероприятий по определению координат характерных точек их границ и контуров при исправлении реестровых ошибок в описании местоположения границ земельных участков, местоположения здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке.
Также законопроектом предусматривается сокращение с трех месяцев до одного месяца срока, по истечении которого после направления правообладателям земельных участков и уполномоченным на установление границ органам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН и при непоступлении документов, на основании которых обеспечивается устранение данной реестровой ошибки, орган регистрации прав вносит изменения в сведения ЕГРН о местоположении таких границ.
Вдобавок законопроектом предусматривается установление большего отклонения (до 10%) значения площади в сторону ее увеличения от такого значения, содержащегося в ЕГРН. Данное изменение обусловлено наличием значительного количества земельных участков, значение площади которых, вычисленное при исправлении реестровой ошибки в местоположении, отличается от площади, сведения о которой содержатся в ЕГРН, более чем на 5%.
Также предлагается предусмотреть возможность исправления реестровой ошибки органом регистрации прав до истечения срока, предусмотренного частями 6.1 и 7 статьи 61 Федерального закона № 218-ФЗ, при поступлении соответствующего согласия заинтересованного лица или правообладателя объекта недвижимости на ее исправление в соответствии с решением о необходимости устранения реестровой ошибки с целью сокращения общего срока исправления реестровых ошибок и обеспечения исправления максимально возможного количества ошибок за более короткий промежуток времени.
Данные изменения позволят усовершенствовать порядок исправления реестровых ошибок и повысить полноту и качество сведений ЕГРН.
При этом в случае, если правообладатель будет не согласен с местоположением границ земельного участка, определенных при исправлении реестровых ошибок, у него сохраняются существующие в настоящее время возможности по самостоятельной подготовке межевого плана земельного участка для отображения в ЕГРН иного местоположения границ земельного участка.
В связи с необходимостью обеспечения реализации положений законопроекта, в том числе доработки федеральной государственной информационной системы ЕГРН, предусмотрено, что данный закон вступает в силу с 01.01.2024, за исключением отдельных положений, которые вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.