Мы продолжаем знакомиться с тенденциями в градостроительной сфере Красноярского края. Прокомментировать состояние велоинфраструктуры и общественных пространств в столице региона мы попросили Марию Быстрову, урбанистку и партнера бюро исследований «Гражданская инженерия», автора телеграм-канала «Профессиональная горожанка».
Почему велодорожки – это еще не всё?
Может показаться, что наличие в городе выделенных дорожек делает его мечтой велосипедистов. Однако это не совсем так. Опыт показывает, что велогаражи и велопарковки не менее, а, может, более важны как показатель комфортной велоинфраструктуры в целом. Ведь при условии ограничения скорости в пределах 30-50 км/ч для автомобилей безопасное передвижение на велосипеде по проезжей части вполне возможно. А вот отсутствие мест его хранения значительно снижает «потребительские свойства» этого экологичного вида транспорта. И такая проблема актуальна не только для Красноярска, но для других городов России.
Хранить велосипед дома неудобно. Во-первых, из-за таких банальностей, как несколько дверей в подъезде, множество лестниц и отсутствие грузового лифта. Во-вторых, в большинстве квартир для велосипеда просто нет места. Велогаражи нужны во дворах, там, где ими удобно начинать пользоваться. В таком элементе дворовой инфраструктуры также можно хранить коляски и самокаты.
Нужны качественные места хранения и в городе. Для того чтобы оставить велосипед надолго около офиса, торгового центра или учреждения, нужны парковки в виде П-образных скоб, к которым можно надежно пристегнуть велосипед. Между тем в парках, на набережных и в других общественных пространствах, где велосипедист остановится максимум для того, чтобы отдохнуть на скамейке, места долговременного хранения не нужны, а ставят их чаще всего именно там.
Какими хотелось бы видеть дворы Красноярска?
В первую очередь, это высокое озеленение. В Красноярске эту функцию во дворах выполняют тополя, высаженные в одно время. Сейчас они состарились и требуют замены. Деревья кронируют, но в этом случае они перестают защищать горожан от излишнего света и шума, поглощать пыль и оказывать другие экологические услуги.
Детских площадок в городе много. Проблема в их качестве: часто это однотипная инфраструктура, не пользующаяся спросом. Как только появляется что-то необычное, хорошо продуманное и сделанное, место становится очень популярным.
При высокой насыщенности детскими локациями для взрослых во дворах практически ничего не предусмотрено. В стереотипном представлении двор – это детская площадка, скамейки для пожилых людей, турник и парковка. Чтобы во дворе было удобно и интересно всем возрастным группам, нужна другая инфраструктура. Например, качели для взрослых, беседки, где можно укрыться от дождя, городские диваны, на которых комфортно полежать с книгой. Комфорт тела в городской среде – важный показатель комфорта пространства в целом. Подобные объекты в Красноярске только появляются. И это, конечно, привлекает и, как следствие, формирует соответствующий запрос у горожан.
Проработки требуют и зимние сценарии пребывания на улице. В других северных странах ставят городскую мебель с подогревом или обустраивают уличные газовые очаги. В наших городах такое пока встречается крайне редко.
Какие общественные пространства нужны Красноярску?
Нового благоустройства в Красноярске много: благоустраиваются уже имеющиеся пространства, но редко создаются новые, например, на месте пустырей. Благоустройство из центра шагнуло глубоко в районы. В этом плане в Красноярске всё в порядке. Более того, горожане хотят разнообразия! Существует еще и такая проблема: общественные пространства не связаны друг с другом. Надо сделать и следующий шаг – превратить дороги в улицы: расширить тротуары, благоустроить пешеходные пути, ведущие к озелененным пространствам.
Как можно улучшить туристическую инфраструктуру?
В Красноярске нет проблем с гостиницами. Хорошим дополнением был бы разве что комплекс для мероприятий массового формата, где можно и разместить участников конференции, и провести само мероприятие.
Наиболее серьезные трудности в логистике перемещений по территории края. Красноярск – ворота региона, но добраться из города до достопримечательностей самостоятельно очень сложно.
Уважаемые жители Красноярского края! Помогите нам в создании нормативов, поразмышляйте в эссе о том, каким вы представляете свой населенный пункт, что необходимо для его улучшения.