В конце мая Университет Минстроя НИИСФ РААСН провел в Москве 6-й ежегодный Всероссийский практический семинар «Градостроительная деятельность – 2023». За три дня на 12 секциях с докладами выступили 98 спикеров из ведущих министерств и ведомств России, представителей научного, экспертного и бизнес-сообществ.
Руководитель Института территориального планирования «Град» Анна Береговских в ходе дискуссии на тему «Комплексное развитие территорий: проблемы и перспективы» рассказала о повышении эффективности механизмов КРТ за счет стратегического подхода при управлении развитием территорий и расширения информационно-аналитических функций ГИСОГД. Мы публикуем основную часть выступления эксперта и презентацию к нему:
– Тема комплексного развития популярна, так как она необходима российским городам. Почему этот механизм востребован? Дело в том, что прошло 50-70 лет с момента массового обновления городов в нашей стране, когда в них было построено большое количество жилья. Было невероятно важно, что люди переселились в новые благоустроенные дома из коммуналок, бараков и даже землянок. В эти же годы появились и новые города. Но постепенно все больше этого жилья становится непригодным.
Наш Институт работает во многих российских регионах и городах, и мы видим эту проблематику. Отмечу, что при КРТ недостаточно лишь выявить экономическую эффективность для инвестора в границах конкретной территории. А как в целом создать систему выбора территорий в городе? Важно проанализировать качество городской среды и инфраструктурной обеспеченности, причем не только в границах отдельных кварталов, но и всей территории. Недостаточно изучения шаговой доступности объектов, которыми пользуются жители, необходимо осуществлять планирование развития инфраструктуры как районного, так и общегородского и регионального уровней, обеспечить связность решений.
Поэтому мы выходим на больший масштаб. Ведь в большинстве российских городов развитие инфраструктуры даже в части объектов местного значения планируется и реализуется на региональном уровне. Есть национальные проекты, по которым федеральные деньги поступают в субъекты РФ. Затем с уровня Федерации и региона мы спускаемся в город, где начинаем выбирать площадки под КРТ. Все эти процессы должны быть взаимосвязаны.
И есть еще одна важная проблема. У нас много городов, куда инвесторы не зайдут, так как проекты там в данный момент неприбыльные. В таких случаях финансирование должно обеспечиваться за счет государства, которое заинтересовано в том, чтобы этот населенный пункт развивался. Если он нужен стране, то власти должны вкладываться в преобразование тех территорий, которые сейчас не интересны бизнесу.
Тем не менее, инвесторов нужно привлекать, создавая условия, предоставляя им информацию. Предприниматель не должен сам бегать по городу, заниматься длительными вычислениями и неведомо где собирать данные. Тем более, что есть большие риски в виде ограничений, которые помешают застроить участок: например, окажется, что это зона с особыми условиями использования территории. Поэтому ответственность за подбор мест под КРТ должна быть на региональных и муниципальных органах власти. Они обязаны предоставить инвесторам всю юридическую полноту данных об участках под комплексную застройку территорий.
Какая схема действует в большинстве городов России? Есть генеральный план, который определяет функциональное назначение, размещает объекты местного значения и представляет собой плоскую картину без времени. В нем отсутствует пространственно-временной контекст, потому что еще в 2011 году из этого документа ошибочно, на мой взгляд, как класс был исключен план реализации самого генплана и других документов территориального планирования. Дальше – правила землепользования и застройки, в них определяется градостроительное зонирование, территориальные зоны, градостроительный регламент. ПЗЗ тоже работают только на «да» и «нет». В них нет очередности, приоритетов, а есть лишь ответы на вопросы: можно или нельзя – и проект планировки, когда на отдельно взятую территорию уточняются параметры и устанавливаются красные линии.
То есть с помощью всех этих документов мы можем определить места для градостроительного преобразования, в них нет инструмента выбора площадок КРТ, системы оценок и выработки последовательности.
Что предлагает ИТП «Град»? Мы считаем, что всей необходимой аналитике, комплексному анализу место именно в генеральном плане. Отмечу, что на этом семинаре многие говорили о том, что состав материалов по обоснованию генплана не надо жестко регулировать. У городов разные особенности и потребности. Поэтому мы не видим ничего плохого, если муниципалитеты и субъекты РФ на своем уровне смогут дополнять законы о градостроительной деятельности.
Не стоит ограничивать и утверждаемую часть генерального плана. Считаю, что зря отменили такой документ, как планировочная организация территории, тогда как элемент планировочной структуры по-прежнему есть! Кстати, к нему даже почему-то относят садово-огородническое товарищество или территорию для выращивания винограда, хотя это же деятельность, функция, а не планировочные элементы. А планировочная структура в целом не описывается, хотя у каждого города она есть. И понятно, каким образом она формируется: создается на основе природно-экологического, транспортно-планировочного каркасов, работая как иерархическая система от общего к частному.
Считаем, что планировочную организацию необходимо утверждать в составе генплана и работ по комплексной оценке состояния и использования территории, где учитываются все ограничения. Там же стоит определять все площадки, требующие обновления, формировать по каждой из них показатели и очередность реализации, исходя из комплексного плана развития инфраструктуры.
Важно, что этот план должен быть гибким с возможностью внесения изменений. Точную реализацию и последовательность на 100 процентов заранее просчитать невозможно. Но единый цифровой механизм управления развитием территории с возможностью перенастройки поможет добиться максимальной эффективности.
Наш Институт разработал такую модель, работа которой строится на основе платформы ГИСОГД (отметим, что данная разработка «Града» – «Комплексный инфраструктурный план регионального развития Сахалинской области» - победила в федеральном конкурсе «Цифровая индустрия промышленной России» в номинации «Лучший кейс региональной цифровизации»).
Кстати, мы видим, как в ряде регионов и городов непродуманно создаются отделы по комплексному развитию территорий. Проблема заключается в том, что специалисты в них работают только с отдельными участками, а вся остальная территория ими не анализируется.
КРТ – это самый мощный инструмент комплексного развития всего города. И управляться он должен централизованно с помощью цифровых информационных моделей управления развития территории, в частности Комплексного инфраструктурного плана регионального развития. Эта платформа связана с данными единого государственного реестра недвижимости. Система так эволюционирует, что скоро при подключении к ней муниципальным и региональным органам власти не придется обновлять эту информацию. Они автоматически будут синхронизированы с данными ЕГРН. Тогда в любой момент массивы данных, в том числе о площадках под КРТ, будут правдивыми и полными. Таким образом, управление на основе данных, методов и технологий обеспечит цифровую зрелость государственного управления.
Выступления всех спикеров смотрите по ссылке.
Напомним, что летом в Омске состоится круглый стол, посвященный комплексному развитию территорий. Его модератором выступит директор департамента КРТ Минстроя РФ Мария Синичич. Это и другие мероприятия пройдут в рамках масштабной градостроительной конференции с 22 по 26 августа.
Читайте также:
Анна Береговских: «Для эффективной реализации механизмов КРТ нужно использовать материалы по обоснованию генплана».
Анна Сазонова: «Комплексный инфраструктурный план регионального развития».
Анна Береговских: «КИПРР – это генплан, работающий каждый день».