В конце 2024 года в Российской Федерации утверждена новая Стратегия пространственного развития до 2030 года с прогнозом до 2036 года (далее – Стратегия), одним из приоритетов которой является создание системы опорных населенных пунктов (далее – ОНП). Согласно документу, опорный населенный пункт – это такой населенный пункт, приоритетное развитие которого способствует достижению национальных целей и обеспечению национальной безопасности, в том числе за счет обеспечения доступности образования, медицинской помощи, услуг в сфере культуры и реализации иных потребностей для жителей прилегающей территории.
Целью новой Стратегии является преодоление диспропорций в пространственном развитии регионов страны путем создания гармоничной территориальной организации экономики, обеспечения устойчивой системы расселения и закрепления населения в малых городах, сельской местности.
Для этого сформирован Единый перечень опорных населенных пунктов, в который вошли 2160 населенных пунктов с различными основными функциями в зависимости от их роли в достижении приоритетов пространственного развития; определены основные задачи по поддержке их развития.
Архитектор, урбанист Александр Антонов в своей статье «Что такое опорные населенные пункты?» условно делит перечень ОНП на следующие группы:
1) населенные пункты – основные центры предоставления социальных услуг для одного или нескольких муниципальных образований;
2) населенные пункты, являющиеся центрами выполнения государственных функций, напрямую не связанных с расселением;
3) столицы субъектов Российской Федерации, города в составе агломераций.
Первая группа, самая многочисленная, включает в основном центры муниципальных районов или городских/муниципальных округов: малые и средние города, поселки и села, отвечающие критерию «населенный пункт, который является основным центром предоставления социальных услуг для одного или нескольких муниципальных образований».
Вторая группа охватывает города и поселки, выполняющие такие важные функции, как развитие науки (ЗАТО и наукограды), экономики; обслуживание критически важной инфраструктуры и обеспечение национальной безопасности, в том числе безопасность госграницы. Третья группа представляет опорный каркас расселения страны, включая населенные пункты, входящие в состав городских агломераций [1].
Рассмотрим систему опорных населенных пунктов на примере Омской области. Опорные населенные пункты Омской области сформированы с учетом сложившейся системы расселения региона, которая является многоуровневой: она представлена областной, межрайонными, агломерационной, районными и групповыми системами расселения [2]. Системы расселения разных уровней имеют свои центры, в которых сосредоточены объекты обслуживания населения, различающиеся по виду предоставляемых услуг и периодичности пользования (рис. 1).
Рисунок 1 – Иерархия центров обслуживания Омской области
Перечень ОНП Омской области включает расселенческие центры I, II, III и IV рангов; он совпадает с перечнем административных центров районов и областного центра, что характерно для большинства регионов Российской Федерации.
В разрезе описанных Александром Антоновым групп из 32 населенных пунктов 26 относятся к первой группе, 5 – ко второй и 1 – к третьей группе. Таким образом, более 80 % населенных пунктов из Единого перечня являются административными центрами районов и должны быть основными центрами предоставления социальных услуг для одного или нескольких муниципальных образований.
Сегодня, в силу ряда ощутимых несовершенств в социальной сфере, транспортной и инженерной инфраструктурах, из-за неустойчивой экономической базы, подавляющее число районных систем расселения Омской области или их центров характеризуются недостаточной степенью развития и выполняют свои функции центра предоставления услуг населению неполноценно. В большинстве административных центров Омской области, как правило, сосредоточен минимально необходимый набор объектов социальной инфраструктуры. К ним относятся учреждения повседневного пользования: детские сады, общеобразовательные школы, медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, а также учреждения, предоставляющие базовые государственные и муниципальные услуги. Однако за получением специализированных услуг жители муниципальных районов вынуждены обращаться в город Омск, что приводит к дополнительным транспортным и временным издержкам для населения.
Дополнительным фактором, осложняющим экономическое развитие, является территориальная неравномерность региона: южная часть характеризуется равномерным расселением, что связано с интенсивным сельскохозяйственным производством и, как следствие, стабильной демографической ситуацией и устойчивой системой расселения, тогда как север области малонаселен: населенные пункты концентрируются вдоль дорог и рек, а основным направлением экономики являются лесозаготовка и некрупное сельское хозяйство. Следует также подчеркнуть, что в последние годы в Омской области наблюдается устойчивая тенденция сокращения численности населения, причем интенсивнее всего убывает сельское население. За последние 13 лет сельское население региона уменьшилось на 90 тысяч человек.
Вернемся к задаче ОНП – она состоит в формировании расселенческого, инфраструктурного и экономического каркасов территории, обеспечивающих развитие населенных пунктов, в том числе сельских, и прилегающих к ним территорий. К основным механизмам развития относятся строительство жилья, создание социальной и коммунальной инфраструктур, развитие транспортной системы и расширение экономических связей как внутри регионов, так и между ними.
В ранее разработанной Схеме территориального планирования Омской области предусмотрены мероприятия, направленные на укрепление каркасов региона. В качестве основных перспективных зон градостроительного развития рассматриваются техногенные оси расселения региона – направления вдоль основных железнодорожных и автомобильных магистралей.
Однако стоит отметить, что основная масса мероприятий, предусмотренных СТП региона, направлена на развитие областного центра – города Омска. В населенных пунктах, включенных во вторую группу, а также относящихся ко II и III рангам, также предусмотрено строительство социальных объектов областного значения, что позволит частично распределить областные функции по территории региона. Там же предусмотрена реализация крупных инвестиционных проектов. Но в основном все эти населенные пункты, за исключением г. Тары, находятся в южной части области. Стоит отметить мероприятия по развитию транспортной и инженерной инфраструктур: они предусмотрены в регионе повсеместно и направлены на укрепление общей связности территории.
В рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни» в Омской области уже запланирован ряд мероприятий: ремонт и строительство автомобильных дорог, модернизация инженерных сетей, благоустройство общественных пространств. Кроме того, планом Омской области по распределению высвобождаемых средств от списания задолженности по бюджетным кредитам выделено 6,9 млрд рублей для инфраструктурного развития опорных населенных пунктов. Среди крупных проектов – строительство подъезда к ОЭЗ «Авангард», детского инфекционного стационара, четырех школ, спортивного комплекса «Титан», новых амбулаторий и поликлиник, масштабная реконструкция дорог.
Как и в случае с СТП Омской области, значительная часть средств направлена на развитие инфраструктуры г. Омска и его окрестностей. Остальные муниципалитеты получили меньший объем финансирования. Таким образом, качественная среда в других населенных пунктах, в частности в опорных, будет существенно отличаться от г. Омска, что создает дисбаланс и не соответствует идее опорных населенных пунктов.
Опорные населенные пункты – это основа инфраструктурного каркаса региона. Их развитие определяет устойчивость, связанность и эффективность системы расселения, а также качество жизни населения на всей территории. Именно через сеть ОНП реализуется стратегическая задача сбалансированного пространственного развития страны. Важно понимать, что мероприятия по развитию опорных населенных пунктов должны носить комплексный характер. Только строительства и модернизации инфраструктуры недостаточно – необходимо одновременно создавать новые рабочие места, стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, активно привлекать квалифицированных специалистов, в том числе за счет развития рынка арендного жилья. Особенно это актуально для сельских ОНП, где сохраняется высокий отток населения и остро ощущается кадровый дефицит. Только сочетание инфраструктурных преобразований с мерами по развитию экономики и человеческого капитала позволит обеспечить устойчивое развитие опорных населенных пунктов и повысить качество жизни.
В связи с этим целесообразность выбора 32 опорных населенных пунктов требует обсуждения, поскольку подобное количество может быть избыточным с учетом реального распределения функций и возможностей существующей инфраструктуры. Оптимальным решением в сложившейся ситуации может стать выделение межрайонных центров, наделенных расширенным спектром полномочий и ресурсов, в том числе предоставлением специализированных государственных, медицинских и образовательных услуг. Делегирование части функций, традиционно закрепленных за областным центром, развитие экономики и создание новых рабочих мест позволит повысить качество жизни населения и будет способствовать более сбалансированному территориальному развитию региона. Примером может послужить г. Тара. В северной части области часть функций областного центра для прилегающих муниципальных районов фактически выполняет именно этот город, что свидетельствует о наличии предпосылок для формирования межрайонных центров.
[1] Антонов А. Что такое опорные населенные пункты? [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80ahbbiggbxxyl2q.xn--p1ai/journal/chto-takoe-opornye-naselennye-punkty/ (дата обращения: 12.05. 2025).
[2] Схема территориального планирования Омской области (утв. Постановлением Правительства Омской области от 19.08.2009 №156-п).