Когда речь заходит о синхронизации территориального и стратегического планирования, разработка мастер-плана является ключевым инструментом достижения данной цели. За последние 5 лет практика мастер-планирования в России активно развивалась и трансформировалась в зависимости от целей, задач, потребностей, особенностей и характерных условий для конкретных территорий.
Изначально российский опыт разработки мастер-планов был масштабно апробирован на территории Дальневосточного федерального округа в связи с необходимостью дополнительного стимулирования развития данной территории. Важным результатом дальневосточного опыта стало формирование методологической базы для разработки мастер-планов, учитывающей российскую специфику. Были выявлены сильные и слабые стороны данного инструмента, определились оптимальные подходы к его применению в условиях российской правовой и градостроительной системы.
После успешной апробации на Дальнем Востоке практика мастер-планирования была распространена на территории Арктической зоны Российской Федерации. В рамках арктического опыта были разработаны мастер-планы опорных населенных пунктов, которые должны стать центрами экономического развития для прилегающих территорий и обеспечивать функционирование Северного морского пути. При этом еще до утверждения запланированных мастер-планов возник запрос на разработку аналогичных планов развития для других опорных населенных пунктов.
Понятия «опорный населенный пункт» и «прилегающая территория» закреплены в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года. Опорный населенный пункт – населенный пункт, приоритетное развитие которого способствует достижению национальных целей и обеспечению национальной безопасности, в том числе за счет обеспечения доступности образования, медицинской помощи, услуг в сфере культуры и реализации иных потребностей для жителей прилегающей территории. Прилегающая территория – территория, прилегающая к границам опорного населенного пункта, которая включает территорию (или часть территории) одного или нескольких муниципальных образований.
Статус опорных населенных пунктов был присвоен в том числе городам Красноярского края Канску и Лесосибирску. И на примере этих городов мы рассмотрим особенности разработки мастер-планов для опорных населенных пунктов.
Канск и Лесосибирск – это промышленные города, которые стали жертвами сильной зависимости от лесопромышленного комплекса и санкционных ограничений. Несмотря на депрессивное состояние, города выполняют важную функцию в системе расселения Красноярского края, для которых вопросы развития инфраструктуры и сервисной экономики имеют особое значение по причине необходимости обеспечения товарами и услугами нескольких населенных пунктов. Таким образом, для решения проблем Канска и Лесосибирска в мастер-плане уделяется особое внимание ряду составляющих.
Первая составляющая – это процесс согласования масштабов зоны опорности данных городов. Определяя перечень населенных пунктов, для которых Канск и Лесосибирск будут являться опорными городами, мы руководствуемся не только методическими рекомендациями по предельному расстоянию до опорного города (50 км), но и зоной реального транспортного влияния городов (существующие социально-экономические связи между населенными пунктами). И уже исходя из проведенного анализа формируем итоговый перечень населенных пунктов в зоне влияния.
Следующая важная составляющая – это определение направлений инвестиционного развития опорных городов и их зоны влияния. Если ключевые социальная и досуговая инфраструктуры могут концентрироваться только в опорном городе как центре оказания услуг населению, то экономика должна аккумулироваться в опорном городе, но распространяться на всю зону влияния или, по крайней мере, на ее ключевые подцентры. Конечно, идеальный вариант, когда вся территория имеет ярко выраженные инвестиционные ниши, которые способствуют более выраженным экономическим связям, но на практике депрессивный опорный город окружают еще более депрессивные населенные пункты.
За счет проектных решений мастер-плана обеспечивается интеграция зоны транспортного влияния в общие инвестиционные направления опорного города. И в качестве инструмента, решающего данную проблему, выбран кластерный подход в формировании и реализации инвестиционных проектов, который позволяет отдельным населенным пунктам за счет использования ограниченных местных ресурсов и возможностей встраиваться в экономические процессы Канска и Лесосибирска.
Разрабатывая концепцию развития Канска и Лесосибирска, необходимо обеспечивать развитие этих городов как социально-экономических центров для определенной зоны, но при этом не перетягивать в них население из зоны транспортного влияния. Исходя из этого другая составляющая мастер-плана – это планирование трудовых ресурсов и занятости по категориям населения.
В соответствии с проектными решениями, прирост численности занятых в экономике опорных городов делится на 4 категории (рис. 1):
-
жители города, работавшие вахтовым методом, но отказавшиеся от него;
-
трудовые ресурсы, прибавившиеся в ходе миграционного притока;
-
маятниковая трудовая миграция из зоны транспортного влияния;
-
трудовые ресурсы, работающие в городе вахтовым методом.
Рисунок 1 – Планирование трудовых ресурсов в Канске и Лесосибирске
При этом миграционный прирост населения в большей степени прогнозируется не из зоны транспортного влияния, а из более отдаленных территорий Красноярского края и других регионов.
Также в мастер-планах важное значение уделяется жилищному строительству. Важно адаптировать рынок жилой недвижимости под конкретные нужды различных категорий населения. Кроме переселения граждан из аварийного жилья и предоставления жилья льготным категориям граждан, необходимы «свободный» фонд для обеспечения жильем молодых семей, квалифицированных специалистов и людей, решивших улучшить жилищные условия; создание в городе долгосрочного арендного жилья.
Одной из рекомендаций мастер-плана является разработка нормативного правового акта, регламентирующего порядок заключения соглашения между застройщиком и муниципальным образованием для развития социальной инфраструктуры. Необходимость использования таких соглашений возникает в случаях, когда застройщик реализует проекты по строительству многоквартирного жилья, ухудшающие обеспеченность жителей объектами коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур, а также показатели территориальной доступности указанных объектов для населения по сравнению с нормативными. В этом случае для получения разрешения на строительство застройщик будет обязан предложить размещение инфраструктуры, восполняющей потребность в недостающих объектах.
В совокупности, все перечисленные составляющие мастер-планов Канска и Лесосибирска включаются в модель социально-экономического и инфраструктурного развития, которая выстраивается на основе закладываемых факторов и индикаторов, соответствие которым является ключевым критерием достижения сбалансированности развития опорного города (рис. 2).
Рисунок 2 – Модель сбалансированного социально-экономического и инфраструктурного развития городов Канска и Лесосибирска
Первоочередным элементом модели сбалансированного развития является соотношение привлекаемых инвестиций из бюджетной системы и частных инвестиций. Вкладываясь в инфраструктуру Канска и Лесосибирска органы государственной и муниципальной власти должны выстраивать политику финансирования таким образом, чтобы в конечном счете обеспечить положительную рентабельность вложенных средств. Исходя из этого для городов определяется оптимальное соотношение вложения бюджетных и частных инвестиций.
Важным фактором является наличие «якорных» выпускников. Необходимо обеспечить сбалансированность предпринимательской активности с рынком труда. Предлагая проекты в новых отраслях экономики, важно не только удовлетворить потребности населения в определенных специальностях и профессиях, но и создать условия для подготовки кадров в приоритетных отраслях либо сформировать условия для миграционного или вахтового притока трудовых ресурсов.
Для города Лесосибирска актуален тренд на развитие высокотехнологичных производств и технологическое лидерство в сфере лесопромышленного комплекса, а для Канска актуально восстановление промышленной направленности города и развитие базовых и смежных отраслей экономики. Исходя из этого важным индикатором для обоих городов является рост производительности труда.
Развивая города в данной концепции, необходимо учитывать, что новые или модернизированные рабочие места должны иметь высокие запросы к квалификации, что, в свою очередь, приведет к повышению стоимости рабочей силы, уровню оплаты труда и росту покупательной способности населения. Повышение уровня покупательной способности населения стимулирует развитие городской сервисной экономики и сектора коммерческих услуг. С учетом развития городов как опорных необходимо в полной мере закрывать потребности населения (в том числе из зоны транспортного влияния) в предоставляемых товарах и услугах. Поэтому важно планировать развитие современной транспортной системы, которая обеспечит население в зоне влияния всеми социально значимыми объектами.
Таким образом, ведение политики сбалансированного социально-экономического развития Канска и Лесосибирска позволяет создавать условия для повышения качества жизни населения и привлечения новых жителей в эти города. Данные условия, в свою очередь, представлены в виде конкретных инвестиционных и инфраструктурных проектов.