Подготовлен обзор изменений законодательства в сфере градостроительных, лесных, земельно-имущественных, кадастровых отношений, информационного обеспечения градостроительной деятельности, а также стратегического планирования за 2021 год.
Федеральные законы
Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
Принятие федерального закона обусловлено вступлением в силу изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».
Федеральным законом устанавливается, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
Кроме того, определяются основы взаимодействия указанных органов и принципы их деятельности.
Основная часть положений вступит в силу 01.06.2022. Отдельные положения вступят в силу 01.01.2023, а Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» утратит силу.
Федеральным законом от 02.07.2021 № 301-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» продолжается реформирование системы лесных отношений.
Федеральный закон разработан в соответствии с указаниями Президента Российской Федерации от 16.06.2014 № Пр-1355 и от 20.10.2015 № Пр-2163и в целях регулирования использования лесов. Корреспондирующие изменения вносятся в Лесной кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Закреплены особенности строительства, реконструкции, капитального ремонта, ввода в эксплуатацию и вывода из эксплуатации, сноса, ликвидации и консервации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда, а также порядок возведения и эксплуатации на этих землях некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Установлено, что предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и определенные с учетом разрешенных видов использования лесов требования к таким объектам, за исключением линейных объектов, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Введен запрет на строительство и эксплуатацию объектов капитального строительства, отнесенных к жилым домам, за исключением случаев использования лесов в целях осуществления религиозной деятельности.
Расширен перечень видов деятельности, допускаемых к осуществлению в защитных лесах, а также в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности. Теперь в некоторых защитных лесах разрешается строительство и эксплуатация велосипедных и беговых дорожек.
Изменен порядок использования лесов в целях строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений, создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, осуществления рекреационной деятельности.
Разрешено размещение рекреационных объектов исключительно на входящих в специальную зону лесных участках. Такая зона определяется лесным планом субъекта Российской Федерации после прохождения им процедуры общественного обсуждения. При этом в лесной план субъекта Российской Федерации теперь включаются подлежащие согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти положения, определяющие зоны планируемого освоения лесов, на которых допускается осуществление рекреационной деятельности.
Введен запрет на перевод земельных участков из состава земель лесного фонда, предоставленных для размещения рекреационных объектов, в земли иных категорий.
Установлено ограничение к занимаемой рекреационным объектом площади, которая не может превышать 20% общей площади предоставленного лесного участка. Обеспечение таких требований будет осуществляться посредством государственной и муниципальной экспертизы проектов освоения лесов, предусматривающих размещение рекреационных объектов.
Документ вступит в силу 01.03.2022.
Правовое регулирование отношений в области лесоустройства совершенствуется принятием Федерального закона от 02.07.2021 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Изменения внесены в целях реализации стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 № 312-р.
Введено понятие лесоустройства как системы взаимосвязанных мероприятий, которые проводятся в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их местоположении, состоянии, количественных и качественных характеристиках.
Закреплена функция лесоустройства как информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности.
Установлены общие положения о лесоустройстве, требования к периодичности и особенностям его проведения, в том числе в части, касающейся применения лесоустроительной инструкции и плана проведения лесоустройства.
Определены полномочия государственных заказчиков и исполнителей лесоустроительных работ на землях лесного фонда, разграничены полномочия между органами государственной власти, органами местного самоуправления в сфере лесоустройства с учетом категорий земель, на которых расположены леса. В частности, за органами местного самоуправления закрепляются полномочия по образованию и установлению границ лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов.
Изменен порядок взаимодействия органов государственной власти, уполномоченных в сфере лесных насаждений, и органов регистрации прав при выявлении пересечений установленных границ лесничеств и границ населенных пунктов, гармонизированы требования к пространственным данным, используемым при установлении границ лесничеств, с требованиями, установленными для ведения ЕГРН.
Федеральный закон вступит в силу 01.01.2022, за исключением отдельных положений.
Федеральный закон от 01.07.2021 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования отношений в области градостроительной деятельности.
Введен институт типовой проектной документации, который заменяет институт экономически эффективной проектной документации. Так, типовой проектной документацией может быть признана проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы и использованная при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, в отношении которого получено разрешение о его вводе в эксплуатацию. Сведения о признании проектной документации типовой вносятся в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.
Установлена возможность использования типовой проектной документации при осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции аналогичного объекта капитального строительства.
Критерии, на основании которых устанавливается аналогичность объектов капитального строительства, срок применения типовой проектной документации, порядок принятия решения о признании проектной документации типовой, порядок использования типовой проектной документации, в том числе порядок внесения в нее изменений, а также основания для ее исключения из реестра устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Закреплена возможность установления Правительством Российской Федерации случаев обязательного использования типовой проектной документации.
Введено понятие «рабочая документация», которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства. Рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации. При этом подготовка проектной документации и рабочей документации могут осуществляться одновременно.
Документ вступил в силу 01.09.2021.
Федеральный закон от 06.12.2021 № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Документ уточнил отдельные положения, регулирующие порядок установления или изменения границ населенных пунктов.
Исключены из статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующей правила определения границ населенных пунктов, дублирующие градостроительное законодательство положения. Закреплено, что установление и изменение границ производится в соответствии с главой 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации («Территориальное планирование»).
Внесены изменения в статью 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующую содержание схемы территориального планирования муниципального района. Теперь орган местного самоуправления района вправе утверждать не только границы населенных пунктов на межселенной территории, но и границы населенных пунктов поселений в случае, если такие поселения приняли решения об отсутствии необходимости подготовки генерального плана и правил землепользования и застройки.
Принятый Федеральный закон вступил в силу с момента его официального опубликования.
Федеральный закон от 11.06.2021 № 191-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Федеральным законом изменено правовое регулирование общественных обсуждений и публичных слушаний, регламентированное Градостроительным кодексом Российской Федерации. Внесены изменения, предусматривающие, что в период размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции такого проекта, участники обсуждений (слушаний), прошедшие идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания в адрес организатора в форме электронного документа. Нововведение позволит обеспечить возможность выбирать удобный способ представления предложений и замечаний.
Законом внесен ряд поправок, затрагивающих правовой режим приаэродромной территории, представляющей собой частный случай зоны с особыми условиями использования территорий.
Перечень ограничений использования земельных участков, предусматривающих запрет на строительство, реконструкцию, эксплуатацию отдельных видов объектов капитального строительства в седьмой подзоне приаэродромной территории, определяется с учетом возможности применения мер по предупреждению и устранению негативного физического воздействия и по результатам расчета и оценки рисков для здоровья человека.
В случае если до 01.07.2021 приаэродромная территория установлена с выделением с первой по седьмую или с первой по шестую подзон приаэродромной территории, такая приаэродромная территория признается установленной.
Если до 01.07.2021 седьмая подзона приаэродромной территории аэродромов, введенных в эксплуатацию до указанной даты, не была установлена, она подлежит установлению до 01.01.2025.
Внесенные федеральным законом изменения вступили в силу 01.07.2021.
02.07.2021 Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии издано письмо № 11-4975-АБ/21, посвященное вопросам применения Федерального закона от 11.06.2021 № 191-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Росреестром даны разъяснения относительно режима использования приаэродромной территории. В письме подчеркивается также провозглашенный в законе запрет сноса здания, сооружения, не соответствующих предусмотренным в приаэродромной территории ограничениям (за исключением самовольных построек), в том числе установленных для обеспечения безопасности полетов воздушных судов. Указанный запрет распространяется на объекты, созданные до установления подзон и находящиеся на земельных участках, которые предназначены для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства для собственных нужд граждан, индивидуального жилищного строительства, строительства гражданами гаражей для собственных нужд. Условием применения этого правила является соответствие размещения таких объектов правовому режиму земель и виду разрешенного использования соответствующего земельного участка.
Другим нормативным актом по реализации реформы правового режима приаэродромных территорий является постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2183. Документом внесены изменения в правила установления приаэродромной территории, правила выделения на приаэродромной территории подзон и правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории.
Изменения вступят в силу 01.01.2022.
Кроме того, в целях устранения ограничений в использовании земельных участков под цели строительства объектов жилья, образовательных и медицинских учреждений, размещения зон для ведения дачного хозяйства и садоводства в границах седьмой подзоны приаэродромной территории в Государственную Думу Российской Федерации внесен проект Федерального закона № 1207293-7 «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». Документ находится на предварительном рассмотрении.
Проект федерального закона предлагает внести изменения в статью 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», что позволит продолжить строительство по уже полученным разрешениям на строительство и исключить риск отказа во вводе в эксплуатацию объектов, разрешения на строительство которых выданы после 01.01.2020.
Федеральный закон от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Документ разработан в целях закрепления дополнительного механизма наполнения ЕГРН актуальными и достоверными сведениями: выявление правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления внесенными изменениями наделены полномочиями по принятию решений и проведению мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, направлению сведений о правообладателях данных объектов недвижимости для внесения в ЕГРН.
Установлен порядок государственной регистрации прав на объекты недвижимости, возникших до 31.01.1998, урегулированы вопросы снятия с государственного кадастрового учета объектов, прекративших свое существование, а также порядка принятия решений уполномоченными органами по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными.
Нормативно закреплено право уполномоченных органов по обеспечению выполнения комплексных кадастровых работ в целях уточнения границ земельных участков с расположенными на них ранее учтенными объектами недвижимости. Уполномоченные органы вправе в дальнейшем обратиться без доверенности от имени правообладателей таких земельных участков в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ таких земельных участков.
Документ вступил в силу 28.06.2021.
Федеральный закон от 01.07.2021 № 289-ФЗ «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Федеральный закон разработан во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 01.03.2020 № Пр-354 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления 30.01.2020 в целях совершенствования порядка проведения публичных слушаний по проектам муниципальных правовых актов.
Для изменений правового регулирования публичных слушаний и общественных обсуждений, внесенных Федеральным законом от 11.06.2021 № 191-ФЗ, и обеспечения более активного участия населения в непосредственном осуществлении местного самоуправления установлено требование о размещении в интернете органами местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов и результатов публичных слушаний по ним.
Закреплена необходимость обеспечения возможности направления гражданами своих предложений по обсуждаемым вопросам путем использования официального сайта органа местного самоуправления.
Предусмотрено, что в случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в интернете, такая информация подлежит размещению на официальном сайте субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Также органам местного самоуправления предоставлена возможность при проведении публичных слушаний использовать федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или специальную информационную систему, определенную в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Федеральный закон вступил в силу 12.07.2021.
Федеральный закон от 01.07.2021 № 276-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Документ разработан в целях исполнения пункта 17 перечня мероприятий по направлению «Градостроительная деятельность и территориальное планирование» плана мероприятий «Трансформация делового климата», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.01.2019 № 20-р. Корреспондирующие изменения внесены в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 01.07.2021 № 276-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Урегулирован порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, связи), а также порядок выдачи технических условий подключения, необходимых для осуществления архитектурно-строительного проектирования объектов капитального строительства.
Закреплено полномочие Правительства Российской Федерации устанавливать правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения соответствующего вида, в том числе порядок и сроки внесения платы за такое подключение (технологическое присоединение).
Определены особенности реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов в связи с планируемым строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства, а также регулируются вопросы, касающиеся перераспределения высвобождаемой мощности (нагрузки).
Установлено, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением технологического присоединения объектов электроэнергетики к электрическим сетям, определение платы за такое подключение (технологическое присоединение) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, о теплоснабжении, о газоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, о связи.
Закреплена возможность утверждения комплексной схемы инженерного обеспечения территории, на которой планируется осуществлять строительство объектов капитального строительства, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в целях строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах элементов планировочной структуры и (или) их частей.
Комплексная схема инженерного обеспечения территории включает в себя схемы электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, размещения сетей связи и может быть подготовлена в составе материалов по обоснованию проекта планировки территории. Содержание комплексной схемы инженерного обеспечения территории, порядок ее разработки и утверждения, а также порядок и сроки ее согласования с правообладателями сетей инженерно-технического обеспечения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Документ вступил в силу 01.09.2021.
Также постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2021 № 2303 утверждены содержание комплексной схемы инженерного обеспечения территории и Правила ее разработки, согласования и утверждения.
Согласно указанному постановлению подготовка комплексной схемы инженерного обеспечения территории осуществляется с учетом утвержденных схем и программ перспективного развития электроэнергетики, схем теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения и размещения сетей связи, утвержденных инвестиционными программами правообладателей сетей инженерно-технического обеспечения. Комплексная схема инженерного обеспечения территории подлежит согласованию с правообладателями сетей инженерно-технического обеспечения, которые расположены на соответствующей территории и (или) к которым планируется осуществлять подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства.
Документ ограничен по сроку действия и утратит силу 01.09.2028.
Федеральный закон от 30.04.2021 № 119-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принят по поручению Президента Российской Федерации с целью совершенствования регулирования вопросов увековечения памяти погибших при защите Отечества.
Федеральным законом уточняются полномочия региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества, а также регулирование прав на земельные участки, в границах которых найдены останки погибших при защите Отечества.
Установленный в статье 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки дополняется основанием «обнаружение мест захоронений погибших при защите Отечества, расположенных в границах муниципальных образований». В этом случае внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в течение шести месяцев с даты обнаружения таких мест. При этом проведение общественных обсуждений или публичных слушаний не требуется.
Документ вступает в силу с 01.01.2022.
Национальные и межотраслевые документы и программы
Перечень государственных программ Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 № 1950-р, изменен распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.06.2021 № 1689-р.
Перечень пополнен такими программами, как «Развитие туризма», «Содействие международному развитию» и «Поддержка и продвижение русского языка за рубежом». Кроме того, сформированы 10 комплексных госпрограмм, в числе которых, например, «Доступная среда», «Комплексное развитие сельских территорий», «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа».
Изменения затронули также мероприятия упраздняемой программы «Развитие внешнеэкономической деятельности»: они интегрированы в государственные программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» и «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности».
Изменения начинают действие с 01.01.2022.
Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации утверждены Указом Президента Российской Федерации от 08.11.2021 № 633.
Документ направлен на совершенствование взаимодействия участников стратегического планирования под руководством Президента Российской Федерации, координации стратегического управления и мер бюджетной политики; организации разработки документов стратегического планирования в соответствии с их архитектурой; координации и контроля в сфере стратегического планирования; организации научно-методологического, информационно-аналитического и кадрового обеспечения стратегического планирования.
Основами определяются цели, задачи и основные направления государственной политики в сфере стратегического планирования, а также механизмы реализации этой политики и обеспечения стратегического планирования исходя из неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости социально-экономического развития и национальной безопасности.
К основным целями государственной политики в сфере стратегического планирования отнесены:
создание условий для долгосрочного устойчивого социально-экономического и научно-технологического развития Российской Федерации, обеспечения национальной безопасности и эффективного стратегического управления на основе стратегического планирования;
организация взаимодействия органов публичной власти в сфере стратегического планирования в целях обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов, осуществляемого под руководством Президента Российской Федерации;
формирование эффективной системы стратегического планирования на основе принципов стратегического планирования;
обеспечение эффективного использования ресурсов для достижения целей и реализации задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности;
повышение эффективности государственной макроэкономической политики, формирование ориентиров для инвесторов при принятии долгосрочных инвестиционных решений.
Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 № 2765р.
Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года сформирован в соответствии с поручением Президента Российской Федерации и определяет стратегические приоритеты Правительства Российской Федерации по достижению национальных целей развития и целевых показателей, характеризующих их достижение, на ближайшие 10 лет.
Единый план имеет принципиальное значение для реализации поставленных Президентом Российской Федерации национальных целей развития, имеет многоотраслевой характер и служит организационно-правовой основой деятельности по их достижению.
Предполагается, что при реализации Единого плана будет решаться как краткосрочная задача возвращения на устойчивую траекторию экономического роста и роста доходов населения, обеспечивающую реализацию национальных целей развития, так и собственно долгосрочная задача движения по этой траектории в условиях «пост-ковидной» экономики – существенно изменившейся и продолжающей меняться внешней среды. Для решения этих задач в Едином плане:
определена траектория достижения национальных целей развития – по годам определены целевые значения показателей, характеризующих достижение национальных целей развития;
выделены факторы, влияющие на достижение каждой из национальных целей развития, находящиеся в рамках возможностей управления со стороны Правительства Российской Федерации. Совокупность факторов для каждого целевого показателя отвечает критерию полноты, то есть описывает все основные направления, по которым будет обеспечиваться достижение этого целевого показателя. Сформирована система индикаторов, характеризующих факторы достижения национальных целей развития;
по факторам сформированы комплексы мероприятий – структурные элементы государственных программ Российской Федерации и национальных проектов (федеральные и ведомственные проекты, комплексы процессных мероприятий), а также иные документы. В Едином плане описаны основные характеристики комплексов мероприятий, направленных на достижение национальных целей развития, реализуемых в рамках соответствующих документов;
определено региональное измерение работы по достижению национальных целей развития, включая описание роли и механизмов включения субъектов Российской Федерации в эту работу, описание особенностей и приоритетов работы по достижению национальных целей развития на отдельных территориях, региональные линейки показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (указ Президента Российской Федерации от 04.02.2021 № 681), соответствующих на региональном уровне показателям, характеризующим достижение национальных целей.
Государственная программа «Национальная система пространственных данных», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 № 2148.
Формирование Национальной системы пространственных данных (НСПД) было включено Правительством Российской Федерации в перечень инициатив социально-экономического развития до 2030 года по направлению «Строительство» с целью обновления инфраструктуры и формирования комфортной среды для граждан.
Государственная программа направлена на создание и развитие системы пространственных данных в стране. Она предусматривает комплекс мер, направленных на вовлечение в оборот земельных участков и объектов недвижимости; увеличение скорости и повышение прозрачности осуществления регистрационных действий; создание основы для разработки и внедрения цифровых сервисов для органов власти, бизнеса, граждан. Важной задачей, которую преследует программа, является создание наиболее благоприятных условий для максимального ускорения и упрощения процедуры регистрации прав в интересах людей и бизнеса, а также для роста качества оказываемых государственных услуг.
Первым шагом к созданию НСПД стала реализация эксперимента по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости. Проект призван объединить разрозненные ресурсы, содержащиеся в информационных системах государственных и муниципальных органов власти, систематизировать и исключить их дублирование. За счет этого поиск актуальной информации о земле и недвижимости станет проще и доступнее, повысится эффективность управленческих решений, полнота и точность данных. В рамках эксперимента разработаны новые удобные сервисы по упрощенному оформлению земельных участков для граждан и бизнеса, массовому выявлению незарегистрированных объектов недвижимости, а также аналитический сервис для анализа использования и состояния земель.
Новый перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 04.02.2021 № 68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
Перечень включает 20 показателей. Среди них: доверие к власти (доверие к Президенту Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, уровень которого определяется в том числе посредством оценки общественного мнения в отношении достижения в субъектах Российской Федерации национальных целей развития Российской Федерации); численность населения субъекта Российской Федерации; ожидаемая продолжительность жизни при рождении; уровень бедности; доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом; уровень образования; количество семей, улучшивших жилищные условия; объем жилищного строительства; качество городской среды; доля дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующая нормативам; качество окружающей среды; «цифровая зрелость» органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в сфере здравоохранения, образования, городского хозяйства и строительства, общественного транспорта, подразумевающая использование ими отечественных информационно-технологических решений и другие.
Следует отметить, что руководители регионов представляет Президенту Российской Федерации доклады о фактически достигнутых и планируемых значениях указанных показателей. Президентом или Правительством Российской Федерации может быть предусмотрено выделение за счет средств федерального бюджета грантов регионам в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей.
Документ вступил в силу 04.02.2021.
Принята Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 312-р от 11.02.2021.
Стратегия подготовлена с учетом национальных целей и стратегических задач, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Цель документа – достижение устойчивого лесоуправления, инновационного и эффективного использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечивающих опережающий рост лесного сектора экономики, социальную и экологическую безопасность страны, безусловное выполнение международных обязательств России в части лесов, а также повышение долгосрочной конкурентоспособности лесной промышленности и увеличение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие России.
Одним из этапов реформирования лесного хозяйства должно стать совершенствование распределения функций по управлению лесами между Российской Федерацией и субъектами на принципах рационального сочетания федерализма и централизации в сфере государственного управления лесами
Развитие информатизации в лесном хозяйстве предусматривает коренную модернизацию всех имеющихся информационных систем в лесном хозяйстве, их взаимную интеграцию и обмен данными как с информационными системами иных органов государственной власти, так и с системами, используемыми бизнес-сообществом. Цифровой трансформацией лесной отрасли является переход от обмена бумажными документами к обмену данными, введение реестровых моделей, отказ от дублирующей и излишней информации.
Документ вступил в силу в день принятия.
Принята Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 № 3363-р.
Транспортная стратегия устанавливает в качестве долгосрочных целей развития:
повышение пространственной связанности и транспортной доступности территорий;
повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма;
увеличение объема и скорости транзита грузов и развитие мультимодальных логистических технологий; цифровая и низкоуглеродная трансформация отрасли и ускоренное внедрение новых технологий.
Для достижения поставленных целей в частности предполагается внедрение в малонаселенных и труднодоступных районах беспилотных воздушных судов для осуществления почтовых и курьерских услуг. В рамках логистических услуг Транспортной стратегией предусматривается использование автономных транспортных средств и погрузчиков на терминалах всех видов транспорта; применение роботизированной доставки колесными беспилотными устройствами.
На общественном транспорте планируется внедрение цифровых сервисов от безналичной оплаты с применением биометрических технологий до реализации модели «мобильность как услуга». В крупных городских агломерациях сделан акцент на повышение комфорта перемещения, экологичность городской среды и ее безопасности. Для этого стратегией предусмотрено повышение интенсивности движения по существующей рельсовой инфраструктуре и обновление подвижного состава, интеграция остановок различных видов транспорта в транспортно-пересадочные узлы, разработка комплексных цифровых и билетных решений, запуск новых водных пассажирских маршрутов, развитие авиасообщения между регионами.
В сфере грузоперевозок к 2024 году в Российской Федерации предусматривается увеличение пропускной способности на основных направлениях магистральной инфраструктуры, обустройство и оснащение современным оборудованием пунктов пропуска, формирование качественной инфраструктуры внутренних водных путей, в первую очередь на участках с интенсивным грузопотоком, запуск беспилотных грузоперевозок по трассе М-11 Москва – Санкт-Петербург.
Кроме того, к 2030 году планируется поступательное развитие сети транспортно-логистических центров в формате «грузовых деревень», запуск новых скоростных контейнерных маршрутов, расширенное применение альтернативных видов топлива с переводом на них до 20% парка автомобилей, до 20% тепловозов, до 10% морских и речных судов. Транспортная стратегия предполагает увеличение доли воздушных беспилотных средств для перевозок в направлении удаленных и труднодоступных территорий и перевод существенной доли доставки в рамках онлайн-торговли на дроны и роботов-курьеров.
Постановления Правительства Российской Федерации
Новый Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 № 815.
Новый документ сократил более чем наполовину число обязательных требований в сфере проектирования и строительства. Под сокращение, в частности, попали требования, ограничивающие применение новых материалов и конструкторских решений, тормозящие процесс согласования проектов и проведение строительных работ.
Кроме того, аннулированы нормы, содержащие ссылки на документы добровольного применения и носящие рекомендательный характер, а также те, выполнение которых невозможно проконтролировать.
Действие нового документа не будет распространяться на проекты, начатые до его вступления в силу. Это избавит застройщиков и проектировщиков от необходимости проходить повторную государственную экспертизу.
Документ вступил в силу с 01.09.2021 и будет действовать до 01.09.2027. С 01.09.2021 также утратило силу постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 № 985, которым утвержден аналогичный перечень.
В целях совершенствования правового регулирования института комплексного развития территорий Правительством Российской Федерации был утвержден ряд нормативных правовых актов.
В частности, Минстроем России был разработан Порядок принятия Правительством Российской Федерации решения о комплексном развитии территории, согласования такого решения с субъектом Российской Федерации, в границах которого расположена территория, подлежащая комплексному развитию, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 № 1184. Указанным постановлением также внесены изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации в части закрепления полномочий по рассмотрению и согласованию проекта комплексного развития территорий. Документ вступил в силу 24.07.2021..
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2021 № 591 в целях приведения к актуальным требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации внесены изменения в Правила согласования включения в границы территории, подлежащей комплексному развитию по инициативе правообладателей, земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, земельных участков для размещения объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2020 № 1260. Изменения вступили в силу 27.04.2021.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2021 № 701 утверждены правила заключения договоров о комплексном развитии территории при принятии решения о комплексном развитии территории Правительством Российской Федерации. Названным постановлением одновременно утверждены Правила проведения торгов на право заключения договора о комплексном развитии территории, Правила определения начальной цены торгов на право заключения договора о комплексном развитии территории при принятии решения о комплексном развитии территории Правительством Российской Федерации и Правила заключения договора о комплексном развитии территории посредством проведения торгов в электронной форме. Документ вступил в силу 22.05.2021.
Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 № 846 «Об определении случаев предоставления субсидий лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территорий жилой застройки в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, передаче указанных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность и уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в целях реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки в размере от 25 до 100 процентов нормативной стоимости переселения». Постановление разработано в рамках реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» Национального проекта «Жилье и городская среда». Правительством Российской Федерации в утвержденном постановлении, помимо условий государственной поддержки, установлены формулы расчета предельного размера субсидий из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2021 № 871 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2017 № 579» детализирован порядок согласования включения земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, в границы территории, в отношении которой принимается решение о ее комплексном развитии. Внесенные изменения вступили в силу 18.06.2021.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 № 1185 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2017 № 594» разработан в целях приведения правил изъятия земельных участков и объектов капительного строительства для комплексного развития территории в соответствие с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации. Постановлением скорректированы случаи и основания изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд, уточнены отдельные требования к правилам согласования такого изъятия с уполномоченными органами власти и местного самоуправления. Документ вступил в силу 24.07.2021.
Распоряжения Правительства Российской Федерации
Дорожная карта «Градостроительная деятельность», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2021 № 48-р, в рамках реализации плана мероприятий «Трансформации делового климата».
Дорожная карта направлена на снижение административных барьеров и призвана упростить процессы, необходимые для осуществления градостроительной деятельности, сократить длительность инвестиционно-строительного цикла и устранить избыточные требования, тормозящие развитие строительной отрасли.
Документ содержит 30 мероприятий, которые распределены по 5 подразделам: «Градостроительная документация», «Проектирование, экспертиза, строительство», «Технологическое присоединение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения», «Государственные закупки в строительстве», «Жилищное строительство».
Основная часть нормативных актов по каждому из направлений была принята в течение 2021 года.
Стоит отметить, что перечень не включает серьезных мероприятий по совершенствованию регулирования градостроительного нормирования, территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории. В то же время такие направления были предусмотрены перечнем мероприятий «Градостроительная деятельность и территориальное планирование» плана мероприятий «Трансформация делового климата», который утратил силу в связи с принятием новой дорожной карты.
Документ вступил в силу 19.01.2021.
Письма-разъяснения ведомств
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.02.2021 № 71 «Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке нормативов градостроительного проектирования».
Документ разработан с целью формирования единого подхода по определению обеспеченности населения объектами капитального строительства в соответствующих областях, подлежащих отображению в документах территориального планирования, и нормативно-технических документов в сфере технического регулирования.
Методические рекомендации направлены на оказание методической помощи при подготовке нормативов градостроительного проектирования, подлежащих учету при подготовке документов территориального планирования субъектов Российской Федерации (в том числе городов федерального значения) и муниципальных образований (в том числе муниципальных округов, после внесения соответствующих изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации).
Рекомендации раскрывают состав и содержание нормативов градостроительного проектирования (далее – НГП), определенных в статье 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяют единый рекомендуемый порядок их разработки и областей применения, вырабатывают рекомендации по перечню параметров нормирования (определение перечня параметров объектов регионального и местного значения, которые предлагается нормировать).
Задачи рекомендаций:
предложить использование НГП как одного из инструментов реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 207-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 7, ст. 702), стратегий и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
сформировать возможный перечень областей, в которых осуществляется нормирование объектов регионального и местного значения для последующего планирования их размещения, расчетных параметров объектов и их доступности для населения, подлежащих нормированию в НГП с учетом определенных законодательством полномочий субъектов Российской Федерации и ОМСУ;
детализировать рекомендуемые понятия допустимого уровня обеспеченности и допустимого уровня территориальной доступности объектов коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур;
сформировать возможный перечень расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур регионального и местного значения и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной и временной доступности таких объектов для населения, а также порядок расчета указанных показателей;
описать рекомендуемый учет особенностей расчета указанных показателей в различных градостроительных и планировочных условиях: при освоении свободных от застройки территорий и при развитии застроенных территорий, в зависимости от типа и характера застройки, в муниципальных образованиях различной специализации (курортных, с высокой долей вахтового населения, со снижающейся численностью населения и иных муниципальных образований с признаками динамично изменяющегося состава и численности населения);
описать рекомендуемый учет административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, неравномерности существующего и планируемого развития территорий и планировочной структуры муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений;
выработать рекомендуемые подходы к районированию субъекта нормирования в целях обеспечения дифференцированного подхода к нормированию в НГП;
предложить рекомендуемый уточненный порядок подготовки и согласования НГП, использования исходных данных, периодичности внесения изменений в нормативы;
описать рекомендуемые методы применения НГП в рамках разработки документов территориального планирования и градостроительного зонирования, документации по планировке территории.
Документ включает общие положения; область применения НГП; термины и определения; состав и содержание НГП; предмет нормирования; определение значений расчетных показателей; дифференциацию территории нормирования; порядок подготовки нормативов градостроительного проектирования и внесения в них изменений.
Рекомендации также содержат пример формы представления показателей минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами регионального, местного значения и допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения; порядок применения нормируемых показателей при подготовке документов территориального планирования, документации по планировке территории, правил землепользования и застройки; перечень рекомендованных областей нормирования; рекомендуемый перечень показателей объектов регионального и местного значения, подверженных нормированию; перечень методических рекомендаций, сводов правил, СанПиН, иных нормативных документов, рекомендуемый к использованию при расчете предельных значений показателей: автомобильные дороги регионального и местного значения, уличная сеть, создание и обеспечение функционирования парковок; пример технического задания на разработку нормативов градостроительного проектирования; примеры формул для расчета показателей минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур с описанием методики расчета; особенности градостроительного освоения территории; таблицы коэффициентов к расчетным показателям и коэффициенты для муниципальных образований, входящих в агломерацию; примеры схем районирования территории для целей нормирования.
Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 утвержден Новый классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Действующий классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, утратил силу 04.04.2021.
Разработанный нормативный акт не вносит никаких правок в наименование и описание видов, кодов разрешенного использования, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540. Изменения касаются исключительно смены субъекта нормативно-правового регулирования в связи с передачей функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию при осуществлении земельных отношений от Минэкономразвития России в ведение Росреестра. Полномочие по принятию классификатора видов разрешенного использования земельных участков отнесено к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.
Новый классификатор видов разрешенного использования вступил в силу 05.04.2021.
Приказом Росреестра от 20.04.2021 № П/0166 внесены изменения в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412.
В результате изменений Классификатор видов разрешенного использования земельных участков пополнился новым видом разрешенного использования земельных участков – сохранение и репродукция редких и (или) находящихся под угрозой исчезновения видов животных. Новый вид использования предполагает осуществление хозяйственной деятельности, связанной с сохранением и репродукцией редких и (или) находящихся под угрозой исчезновения видов животных; размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и (или) репродукции редких и (или) находящихся под угрозой исчезновения видов животных. При этом из описания вида разрешенного использования «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)» изъято указание на услуги в соответствии с видом разрешенного использования с кодом 4.7 («Гостиничное обслуживание»).
Кроме этого, претерпело изменение описание вида разрешенного использования «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)». В новой редакции классификатора оно сформулировано следующим образом: «Размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5, 4.6, 4.8 - 4.8.2; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра».
Документ вступил в силу 12.06.2021.
Приказом Росреестра от 30.07.2021 № П/0326 уточнено описание видов разрешенного использования земельных участков жилой застройки. Жилая застройка теперь предполагает размещение жилых домов различного вида. Также уточнено описание видов разрешенного использования земельных участков гостиничного и туристического обслуживания. Указанные виды теперь предполагают размещение только гостиниц, пансионатов, кемпингов, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению, и детских лагерей. Из классификатора исключено положение, позволяющее размещать иные здания, используемые с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них. Добавлен новый вид разрешенного использования земельных участков – «гараж для собственных нужд», который предполагает размещение для собственных нужд отдельно стоящих гаражей и (или) гаражей, блокированных общими стенами с другими гаражами в одном ряду, имеющих общие с ними крышу, фундамент и коммуникации.
Документ вступил в силу с 01.09.2021.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2021 № 661 утверждены изменения, вносимые в Методические рекомендации по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации, которые утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.03.2017 № 132.
Изменения, в частности, затрагивают положения, содержащие приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, рекомендуется приводить результаты выбора приоритетов, целей, задач, направлений социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, сроки их достижения. В соответствии с приказом к ключевым целям социально-экономического развития субъекта Российской Федерации рекомендуется относить: рост выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности субъекта Российской Федерации; рост доходов населения; рост объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств); рост численности занятых. Приоритеты могут характеризовать реалистичный образ желаемого будущего, которого может достичь субъект Российской Федерации, включая количественные и (или) качественные показатели, достижение плановых значений которых отражает реализацию целей. Задачи, в свою очередь, должны содержать комплекс взаимоувязанных мер для достижения установленных приоритетов и целей.
Принимаемые меры являются элементами системы координации стратегического планирования в Российской Федерации.
Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2020 № 779 совершенствован Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 21.07.2016 № 460.
Изменения утверждены в целях оптимизации процедуры согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований в части проведения согласительных комиссий Минэкономразвития России и приведения в соответствие с действующим законодательством. В частности, нормативное правовое регулирование порядка согласования документов территориального планирования муниципальных образований приведено в соответствие с Федеральным законом от 31.07.2020 № 264-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части требований о соответствии проектов документов территориального планирования документам стратегического планирования и программирования, а также в части сроков согласования проектов схем территориального планирования муниципальных районов, проектов генеральных планов.
Документ вступил в силу 09.03.2021.
Приказом Минстроя России от 19.05.2021 № 305/пр внесены изменения в требования к цифровым топографическим картам и цифровым топографическим планам, используемым при подготовке графической части документации по планировке территории, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 № 739/пр.
Утвержденными изменениями закрепляется перечень обязательных элементов, которые должны содержаться в цифровых топографических картах и цифровых топографических планах, используемых при подготовке графической части документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов капитального строительства, в границах зон планируемого размещения таких объектов.
В перечень обязательных элементов входят элементы гидрографии и гидротехнические сооружения, подземные и надземные линейные объекты, а также объекты промышленной, социальной, транспортной инфраструктур и иные здания, строения, сооружения, не являющиеся линейными.
Документ вступил в силу 25.07.2021.
Приказом Минэкономразвития России от 17.06.2021 № 349 утверждены Требования к структуре и форматам информации, предусмотренной частью 2 статьи 57.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, составляющей информационный ресурс ФГИС ТП.
Обновление связано с произошедшим ранее внесением изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации. В настоящее время в перечень вышеуказанных сведений входят:
стратегия социально-экономического развития Российской Федерации, стратегия пространственного развития Российской Федерации, отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития макрорегионов, стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и планы мероприятий по их реализации, стратегии социально-экономического развития частей территорий субъектов Российской Федерации (при наличии), стратегии социально-экономического развития муниципальных образований и планы мероприятий по их реализации (при наличии), бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период (при наличии), национальные проекты, межгосударственные программы, государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъектов Российской Федерации, муниципальные программы, инвестиционные программы субъектов естественных монополий, решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающие создание объектов федерального значения, объектов регионального значения и объектов местного значения;
проекты документов территориального планирования и материалы по обоснованию таких проектов;
документы территориального планирования;
программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов;
цифровые топографические карты, не содержащие сведений, отнесенных к государственной тайне;
историко-культурные опорные планы исторических поселений федерального значения и историко-культурные опорные планы исторических поселений регионального значения;
нормативы градостроительного проектирования;
информация о границах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов; о размещении объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; о зонах с особыми условиями использования территорий; о территориях объектов культурного наследия, исторических поселений; об особо охраняемых природных территориях; о территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; об особых экономических зонах; о месторождениях и проявлениях полезных ископаемых; о границах лесничеств; об утвержденных в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» границах территорий, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на таких территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия; о правилах землепользования и застройки, о внесении в них изменений; иная информация о состоянии, об использовании, ограничениях использования территорий.
Указанная информация в зависимости от содержания представляется для загрузки на программно-аппаратные средства оператора ФГИС ТП в текстовой форме и в форме растровой модели. При этом отдельные материалы должны представляться для загрузки в виде файла форматов doc, docx, pdf и в форме электронного документа в виде файлов формата xml, соответствующих xsd-схемам.
Документ начнет действие 15.01.2022.
Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2021 № 591 «О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации» утвержден Региональный инвестиционный стандарт. Также приказом утверждены Методические рекомендации по подготовке инвестиционной декларации субъекта Российской Федерации, Методические рекомендации по созданию агентства развития субъекта Российской Федерации, Методические рекомендации по созданию инвестиционного комитета субъекта Российской Федерации.
Система поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации была дополнена Методическими рекомендациями по созданию инвестиционной карты, а также Методическими рекомендациями по внедрению свода инвестиционных правил. Указанные документы утверждены Приказом Минэкономразвития от 08.12.2021 № 737.
Это инструменты нового регионального инвестиционного стандарта, который повысит конкурентоспособность российской юрисдикции. Разработанный на всех уровнях государственной власти в России региональный инвестиционный стандарт основан на лучших практиках работы субъектов страны с инвесторами. Предполагается, что субъекты Российской Федерации оптимизируют путь и сроки для подключения к инфраструктуре в соответствии с положениями свода инвестиционных правил с учетом существующей специфики. Алгоритмы по водо- и электроснабжению, получению земельных участков, разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию были разработаны Минэкономразвития России совместно с Минэнерго России, Минстроем России и Росреестром.
Таким образом, региональный инвестиционный стандарт состоит из шести элементов. Так, инвестиционная декларация содержит обязательства региона. В ней также содержатся долгосрочные планы социально-экономического развития. На инвестиционную карту наносятся данные об инфраструктуре, ресурсах, тарифах и мерах поддержки конкретной территории. Агентства инвестиционного развития привлекают и консультируют инвесторов, а также сопровождают их проекты. Инвестиционные комитеты являются площадкой для оперативного разрешения всех вопросов в досудебном порядке. В своде инвестиционных правил прописан оптимальный алгоритм подключения к инфраструктуре. При этом вся информация об инвестиционных проектах, ходе реализации и обязательствах сторон учитывается в реестре инвестиционных проектов.
Следовать рекомендациям или нет, субъекты Российской Федерации вправе решать самостоятельно, но утвержденный план по внедрению регионального инвестиционного стандарта обеспечит дотации на покрытие выпадающих доходов при предоставлении инвестиционного налогового вычета.
Избранная одной из основных целей работы стандартизация позволит привлечь средства в новые проекты, сократить срок их запуска и увеличить поступления в региональные бюджеты.
Законопроекты
Законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» находится на стадии предварительного рассмотрения в Государственной Думе Российской Федерации. Проект федерального закона подготовлен в развитие положений Конституции Российской Федерации о единстве системы публичной власти.
Законопроект предусматривает уточнение компетенции органов местного самоуправления в целях приведения ее в соответствие с правовой природой местного самоуправления. Установлено закрепление непосредственно полномочий органов местного самоуправления.
Кроме того, предусматривается осуществление местного самоуправления в городских округах, муниципальных округах и внутригородских территориях (внутригородских муниципальных образованиях) городов федерального значения. Законопроектом предлагается три вида преобразования муниципальных образований: объединение, разделение и изменение вида муниципального образования (так, например, городской округ при несоблюдении установленных для данного образования требований подлежит преобразованию в муниципальный округ).
За городскими и муниципальными округами закрепляется идентичный объем полномочий. Перечень полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения внутригородских муниципальных образований, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.
Законопроект № 1162929-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи со строительством многофункциональных зданий» находится на рассмотрении в первом чтении в Государственной Думе.
Законопроектом предлагается ввести в правовое поле понятие «многофункциональные здания», т.е. здание, состоящее из нежилых и жилых помещений, расположенное вне границ жилой застройки, в общественно-деловой зоне, предусмотрев отдельные критерии для расположения таких зданий в составе территориальных зон и требования к расположению жилых и нежилых помещений внутри здания.
Проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в Градостроительный и Земельный кодекс Российской Федерации в целях возможности размещения многофункциональных зданий в общественно-деловых зонах. Также предлагается наделить субъекты Российской Федерации правом устанавливать региональные нормативы градостроительного проектирования в отношении многофункциональных зданий (обеспечение объектами социальной и иной инфраструктуры).
Законопроект № 1246345-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разграничивающий понятия «дом блокированной застройки» (таунхаус) и «многоквартирный дом» принят и одобрен Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания.
Проектом федерального закона предусматривается определение понятий «многоквартирный дом», «дом блокированной застройки», которые необходимы для более точного и полного правового регулирования жилищных и градостроительных правоотношений и возникающих спорных вопросов. В частности, понятие «многоквартирный дом» вводится в Жилищный кодекс Российской Федерации, а понятие «дом блокированной застройки» – в Градостроительный кодекс Российской Федерации в соответствии с кругом правоотношений, регулируемым указанными кодифицированными актами. В Градостроительном кодексе Российской Федерации будет установлено, что дом блокированной застройки – «жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок».
Путем принятия законопроекта будет устранена существующая на протяжении длительного периода времени неопределенность в отнесении здания к многоквартирному дому или дому блокированной застройки. Так, дом блокированной застройки является видом жилого дома. Кроме того, по мнению экспертов, данным законопроектом исключается вопрос включения жилых домов блокированной застройки в региональную программу по проведению капитального ремонта, поскольку в соответствии с жилищным законодательством жилые дома не подлежат включению в нее.
Согласно переходным положениям законопроекта блок (жилой дом), соответствующий признакам дома блокированной застройки, введенный в эксплуатацию на день вступления в силу законопроекта, будет признаваться домом блокированной застройки. Данное положение предусмотрено с целью определения правового статуса жилых домов, существующих на сегодняшний день и соответствующих признакам домов блокированной застройки.
С учетом изменений, предусмотренных законопроектом в пункт 6 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и требований части 1 статьи 3 Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» предусмотрен особый срок вступления в силу предусмотренных им изменений – 01.03.2022.